Интерфакс-Украина
18:18 05.08.2024

Бизнес предлагает усилить меры по детенизации вместо повышения налогов и введения новых - ЕБА

5 мин читать
Бизнес предлагает усилить меры по детенизации вместо повышения налогов и введения новых - ЕБА

Компании-члены Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА) выступают за усиление мер по детенизации экономики для наполнения госбюджета вместо предлагаемого в законопроекте №11416 повышения ставок некоторых налогов и введения новых, сообщается на сайте ассоциации.

"По мнению участников ассоциации, пока правительство не использует потенциал теневой экономики сложно с пониманием воспринимать дополнительные налоги исключительно на белый бизнес. Детенизация может высвободить дополнительные миллиарды гривень в государственный бюджет", - говорится в сообщении ЕБА в понедельник.

Отмечается, что по оценкам исследования Института социально-экономической трансформации в 2023 году потенциальные потери доходов бюджета от "тени" составляют около 400 млрд грн. В частности, больше потерь от контрабанды на границе – 80-150 млрд грн, зарплат в конвертах – 70-110 млрд грн, контрафакта и нелегальной торговли – 46-51 млрд грн.

"Так что мы хотели бы обратить внимание на неисчерпаемый фискальный потенциал теневой экономики. В то же время хотим подчеркнуть, что без реформы таможни, полноценного перезапуска БЭБ и эффективной работы правоохранительных органов результативная борьба с тенью невозможна", - заявили в ЕБА.

Кроме того, для наполнения госбюджета ЕБА предлагает увеличить налоговую нагрузку на сферу азартных игр, внедрить меры по борьбе со схемами уклонения от зарплатных налогов через физлиц-предпринимателей (ФЛП), в том числе с зарплатами в конвертах, ужесточить борьбу с серыми схемами в электронной торговле и пересмотреть механизм налогообложения рынка автомобилей (оценить фискальный эффект от налогообложения операций в сегменте подержанных авто).

Кроме того, чтобы не причинить вред добросовестным пользователям упрощенной системы налогообложения, ассоциация предлагает рассмотреть возможность применения дифференцированных ставок, а также исследовать фискальный потенциал пересмотра необлагаемых лимитов импортных операций (с товарами до EUR500 в сопровождаемом багаже и до EUR150 для почтовых и экспресс-отправлений), которые не облагаются пошлиной и НДС.

В числе других предложений - оценивать эффект повышения ставки НДС не ограничиваясь оценкой сугубо фискального эффекта, а с учетом влияния на экономику Украины в средне- и долгосрочной перспективе.

К тому же, по мнению бизнеса, следует провести оптимизацию расходов госбюджета и пересмотреть некоторые государственные расходы.

"Мы призываем к повышению эффективности государственных расходов, предусматривающих финансирование общественно значимых программ, способствующих оживлению экономики и укреплению обороноспособности", - подчеркнули в сообществе.

Ассоциация отдельно указала, что эти меры должны быть временными.

При этом во время дискуссии ЕБА с главой парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Даниилом Гетманцевым и заместителем министра финансов Светланой Воробей о сроке введения мер возникли разногласия: ассоциация предлагала ввести их на фиксированный период – один год, а представители госорганов склоняются к введению этих мер до конца военного положения плюс определенный фиксированный период.

Также ассоциация выступает против налога с оборота. Ее аргумент - для некоторых компаний с низкой рентабельностью такая налоговая нагрузка будет неподъемной, поскольку он ударит по конкурентоспособности украинских компаний как на международных рынках, так и на внутреннем, ведь 1% из оборота будет применяться на каждом этапе производства. При этом подчеркивается, что сам бизнес выступает категорически против оборотного налога в сочетании с налогом на прибыль и НДС для юридических лиц без упрощений по сравнению с упрощенной системой.

"Для мобильных операторов налоговая нагрузка +5% по обороту фактически приведет к 12-13%. Для автодилеров +15% фактически будут 17% процентами от оборота, что сводит на нет целесообразность продолжения бизнеса по продаже новых авто. Для ювелирных изделий +30% от оборота полностью нивелирует рентабельность бизнеса", - объяснили в ЕБА.

Ассоциация высказала замечание о механизме взимания авансовых платежей для отрасли розничной торговли горюче-смазочными материалами по налогу на прибыль, в частности о возможности зачета в счет будущих периодов.

Сообщается, что ЕБА не поддерживает увеличение налогов на легальные зарплаты без действенной борьбы с использованием схем уклонения от налогообложения зарплат, в том числе посредством злоупотребления упрощенной системой.

Также ассоциация возражает против предоставления местным органам власти права устанавливать неограниченное значение минимальной базы для НДФЛ и норм по инвентаризации во время проверок в сроки, определенные ревизорами из-за высоких коррупционных рисков.

Говоря о введении новых налогов, в ЕБА подчеркнули, что акциз на сладкие напитки без переходного периода может значительно навредить компаниям, что повлечет затраты на настройку программных решений и повлияет на долгосрочные договоры по фиксированным ценам, поскольку ставка налога предлагается в три раза выше европейской. В ассоциации считают, что целесообразнее будет разработать отдельный законопроект об акцизе на сладкие напитки и подробно доработать его с представителями бизнеса.

К тому же ассоциация выступает против изменения подходов к налогообложению резидентов "Дия.Сити", поскольку это может подорвать доверие инвесторов к государству из-за несоблюдения обязательства по стабильному налоговому режиму и фиксированным ставкам налогов на 25 лет.

В то же время в разговоре с бизнесом замминистра финансов отметила, что повышение налогов является вынужденным шагом, но это самый быстрый путь привлечения средств в госбюджет. Рост оборонных расходов влечет необходимость увеличения внутренних налоговых и неналоговых поступлений, пояснила Воробей. При этом она подчеркнула, что Минфин открыт для обсуждений и изменений к предложенной концепции повышения налогов в пределах неизменности необходимой суммы дополнительных налоговых поступлений.

Как сообщалось, 18 июля в Раде были зарегистрированы правительственные законопроекты о внесении правок в госбюджет-2024 в отношении финансового обеспечения сектора безопасности и обороны (№11417) и правок в Налоговый кодекс и другие законы об особенностях налогообложения в период действия военного положения (№11416). Последний предполагает повышение налогов на 125 млрд грн в этом году и на 341,9 млрд грн - в следующем.

Как сообщалось, 18 июля Кабмин внес в Раду законопроект №11416 о правках в Налоговых кодекс Украины, которым предлагается повысить ставки военного сбора с доходов физлиц с 1,5% до 5% (оценка дополнительных доходов около 45,5 млрд грн) и уплата его ФЛП в размере 800 грн в месяц (2,3 млрд грн), а также введение военного сбора для юрлиц и ФЛП 3-й группы в размере 1% дохода (50,5 млрд грн).

Предложено также повысить или ввести там, где его сейчас нет, военный сбор 5% на мобильную связь (0,9 млрд грн), покупку банковских металлов (0,02 млрд грн) и недвижимости (за исключением одного объекта в год) (1,2 млрд грн), 15% – на покупку легковых авто для их первой регистрации в Украине (10,2 млрд грн) и 30% – на покупку ювелирных изделий с уплатой его розничными продавцами (0,14 млрд грн).

Законопроект уже раскритиковали 13 аналитических центров, Американская торговая палата в Украине (AmCham), Торгово-промышленная палата Украины. (UCCI), основатель Ajax Systems Александр Конотопский, соучредитель monobank Олег Гороховский, а также операторы мобильной связи lifecell и Vodafone Украина, Украинский клуб аграрного бизнеса (УКАБ), Союз украинских предпринимателей (СУП) и бизнес-сообщество Board.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ПОСЛЕДНЕЕ

MIGA предоставило EUR185 млн гарантий BNP Paribas и ING Bank для увеличения операций их дочерних банков в Украине

Дефицит бюджета Украины с расходами на оборону 5% ВВП составлял бы 0,2%, это хорошая стартовая позиция после войны - Марченко

ЕИБ может вложить EUR15 млн в Ukraine Phoenix Tech Fund

Поддержка предпринимательской инициативы ветеранов должна строиться на государственно-частном партнерстве - глава НБУ

Общий объем выделенного ЕБРР финансирования для Украины достиг EUR7,6 млрд

ЕБРР выделил "Новой поште" кредит до EUR50 млн

Проект BGV Graphite дает начало признанию Европой потенциала Украины по критическому сырью - топ-менеджер BGV Group на URC-2025

ЕБРР предоставляет VARUS заем в размере $25 млн на устойчивое энергоэффективное зеленое расширение

Украина в рамках Food from Ukraine будет оказывать гуманитарную помощь продуктами питания

ЕБРР предоставляет более EUR65 млн кредитов на муниципальные проекты украинских городов

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА