ICC Ukraine призывает правительство пересмотреть решение о возможном повышении ж/д тарифов
Повышение железнодорожных грузовых тарифов нерационально, поскольку нанесет серьезный удар по промышленности, заявляет Украинский национальный комитет Международной торговой палаты (ICC Ukraine) и призывает правительство пересмотреть решение о таком возможном повышении.
"Железнодорожный транспорт является ключевым для обеспечения стабильности поставок сырья и продукции на внутреннем рынке, а также для экспортной деятельности предприятий. Рост стоимости перевозок не только усложнит восстановление экономики, но и может привести к закрытию предприятий, что подвергает опасности тысячи рабочих мест", – отмечает организация.
В своем письме она прогнозирует, что рост тарифов снизит конкурентоспособность украинской продукции на мировых рынках и экспортные поступления
ICC Ukraine напоминает, что в августе 2021 года – январе 2022 года тарифы на перевозку таких чувствительных к стоимости логистики грузов, как уголь, руда и известняки, были повышены на 42%, а в июне 2022 года еще на 70% – суммарно в 2,4 раза, а на перевозку порожних вагонов из-под 1-го класса грузов - в 2,6 раза.
"Такой резкий и необоснованный скачок тарифов в Украине создает серьезное давление на бизнес и недопустим в нынешних условиях, когда предприятия пытаются выжить и обеспечивают поступления в госбюджет", – считают в комитете.
По мнению организации, в условия открытия морских портов и активизации экспорта необходимо стремиться к дальнейшему его наращиванию до довоенного уровня, тогда как повышение железнодорожных тарифов помешает этому.
ICC Ukraine призывает наоборот снизить стоимость логистики, чтобы стимулировать производство, увеличивать объемы перевозок и поддерживать конкурентоспособность украинской продукции. "Это позволит привлечь больше грузов на железную дорогу, уменьшить нагрузку на автомобильный транспорт и сохранить дорожную инфраструктуру, которая уже испытала значительные разрушения из-за войны и перехода части грузов с железной дороги на дорожные пути", – указывается в письме.
По мнению ICC Ukraine, у "Укрзализныци" есть все возможности не повышать тарифы, так как доходы компании от грузовых перевозок за первое полугодие 2024 года выросли на 17% к аналогичному период прошлого года – до 43 млрд грн, что позволило получить прибыль 3,1 млрд грн, хотя расходы компании растут быстрее доходов.
В письме комитет высказывает мнение, что проблемой "Укрзализныци" являются значительные и постоянно растущие расходы, а также некомпетентность менеджмента, который не может нормально выстроить систему управленческого учета доходов и расходов железнодорожного монополиста, принимает ошибочные решения и вводит в заблуждение правительство.
Как утверждается в письме, переменные расходы "Укрзализныци" составляют лишь около одной четвертой ее суммарных расходов, следовательно, перевозка дополнительной тонны любого груза, даже щебня по самому низкому тарифу, приносит "Укрзализныци" значительную маржинальную прибыль.
"Именно поэтому полным абсурдом являются заявления монополиста о том, что причиной его убытков является перевозка "убыточных" грузов – причиной убыточности могут быть только значительные и постоянно растущие расходы "Укрзализныци", а также вопиющая некомпетентность менеджмента "Укрзализныци", – считают в ICC Ukraine.
Поэтому Комитет обратился к правительству с просьбой распространить скидку в размере 30% к установленным тарифам на экспортные перевозки всех видов грузов, потому что сейчас такая скидка применяется только для сельскохозяйственной продукции, и поставить задачу УЗ реализовать масштабные программы оптимизации расходов и увеличения объемов перевозок, за счет чего снизить грузовые железнодорожные тарифы в течение 2024-2025гг на 15-20%. Это не только поддержит восстановление экономики и экспорт Украины, но и усилит конкурентоспособность самой Укрзализныци по сравнению с автотранспортом, резюмировали в ICC Ukraine.