Ассоциация добывающих предприятий присоединилась к просьбам отказаться от повышения ж/д тарифов
Национальная ассоциация добывающей промышленности Украины (НАДПУ) вслед за Украинским национальным комитетом Международной торговой палаты (ICC Ukraine) направила письмо премьер-министру с критикой планов "Укрзализныци" ("УЗ") повысить грузовые тарифы и просьбой поручить монополисту сократить расходы и снизить тарифы за счет увеличения объемов перевозок.
"Укрзализныця" имеет все возможности не повышать тариф, ведь открытие морских портов для всех грузов стало толчком для ускоренного роста грузоперевозок и в первом полугодии 2024 года", – говорится в письме НАДПУ, копия которого передана агентству "Интерфакс-Украина".
Согласно документы, адресатами обращения также выступили первый вице-премьер – министр экономики Юлия Свириденко, замглавы Офиса президента Ростислав Шурма, главы Минфина, Минвосстановления, Госгеонедр, Госрегуляторной службы, от которых зависит согласование повышения тарифов, а также глава правления "УЗ" Евгений Лященко.
Указывается, что в январе-июле 2024 года объемы экспортных перевозок железной руды выросли вдвое к аналогичному периоду прошлого года – до 20 млн тонн, экспорт строительного сырья вырос на 32,3%, черных металлов – на 9,5%, до 3 млн тонн.
Общий объем грузов, перевезенных "Укрзализныцей" за этот период, увеличился на 25% – до 103 млн тонн, из них на экспорт – на 62%, до 51 млн тонн грузов, что позволило компании в первом полугодии нарастить доходы от грузоперевозок на 17%, до 43 млрд грн, и прибыль на 3,1 млрд грн, отмечает НАДПУ.
По оценкам ассоциации, после осуществленного после полномасштабного вторжения в условиях сокращения грузового потока повышения тарифов "Укрзализныци" сейчас в долларовом выражении они в среднем в 1,5 раза выше довоенных (2019-2021 гг), приводит к убыткам отдельных компаний-клиентов "УЗ" и сокращению ими перевозок.
"Добытчики и промышленники полезных ископаемых понесли едва ли не самые большие потери из-за войны: огромное количество горных объектов, ГОКов, ГМК расположены в Донецкой, Луганской, Харьковской областях, на юге Украины и в Криворожском железорудном бассейне, и, как следствие, оказались если не под оккупацией, то под регулярными обстрелами. Около 40% добывающих предприятий прекратили свою работу в результате боевых действий", – говорится в письме.
НАДПУ добавляет, что текущая загруженность металлургических и горно-обогатительных комбинатов колеблется в пределах 40%-70% от довоенного уровня производства.
"В то же время с открытием морских портов наблюдается ощутимое оживление в железнодорожных грузоперевозок. Недопустимо вместо повышения эффективности железнодорожной монополии бесконтрольно и бесконечно расширять базу расходов и раздувать себестоимость (общие расходы в первом полугодии 2023 года составляли около 40 млрд грн, а в 2024 году уже на 10 млрд грн больше)", – считают в НАДПУ.
В ассоциации предлагают "Укрзализныце" вместо повышения тарифов на грузовые перевозки, рентабельность которых в 2023 году составила 27%, рассмотреть сокращение убытка от пассажирских перевозок, который в 2024 году может составить 20 млрд грн, а также дальше наращивать объемы грузоперевозок, в том числе за счет тарифных стимулов.
В то же время в "УЗ" утверждают, что новые планы повышения грузовых тарифов направлены на их выравнивание и справедливость по отношению ко всем клиентам. Они предполагают увеличение тарифа на грузы вне класса (строительные материалы) и первый класс (железная руда), приблизив их ко второму классу (аграрная продукция), а также индексацию тарифов на уровень инфляции последних лет.
По расчетам железнодорожной монополии, тариф на перевозку железной руды в Украине ниже, чем в Словакии, Польше и Румынии, в 6,7–12,5 раза.