Торговые центры в регионах испытывают сложности с переходом на импортную электроэнергию
Импорт электроэнергии для ТРЦ более оптимален, чем использование генераторов, однако в некоторых регионах есть проблемы с облэнерго, сообщили представители ТРЦ в ходе в ходе RAU Summit-2024 в среду.
Генеральный директор БФК Gulliver (Киев) Ирина Круппа рассказала, что БФК Gulliver потребляет в среднем примерно 3,5 МВт электроэнергии в зимний период.
“Кроме отключений, есть еще и ограничения в Киеве для крупных объектов, у нас это 1,5 МВт в месяц. В любом случае нужно подключать генераторы даже к этому объему, который нам представляется. Очень хорошее решение этой ситуации - подписание договора на импортную электроэнергию, и мы одни из первых воспользовались этой возможностью”, - сообщила она.
По словам Круппы, за октябрь украинские тарифы были 7,06 грн, плюс распределение 92 коп., импортный тариф - 10,49 грн.
“Мы пользуемся смешанным тарифом, нам разрешено потреблять 20% украинской электроэнергии и 80% импортной, средневзвешенный тариф в БФК Gulliver за октябрь был 8 грн 72 коп за 1кВт*ч, это с НДС. Есть информация, что с нового года, возможно и с декабря, будет возможно брать украинскую электроэнергию - 40%, а 60% - импортную, тогда этот тариф будет уменьшаться”, - отметила она.
Также у МФК есть также четыре генератора общей мощностью 2 МВт, их мощности хватает на все потребление, кроме частично вентиляции и кондиционирования. По состоянию на сегодня стоимость электрической энергии от дизель-генератора – 12,6 грн/ кВт*ч. По ее словам, даже с прогнозируемым тарифом в декабре в 11-12 грн/кВт*ч с НДС за импорт - средневзвешенный тариф будет выгоднее, чем производить энергию с помощью дизель-генераторов.
В свою очередь коммерческий директор Dragon Capital PM Наталья Кравец считает, что объекты компании в Киеве (Smart Plaza Obolon, Piramida, Aladdin, “Караван”) нет смысла подключать к импорту.
“У них нет обособленной линии электропитания (условие подключение импорта - ИФ-У). Для того, чтобы сделать эту отдельную ветку, нужно вкладывать миллионы”, - пояснила она.
При этом она сообщила, что пока достигнуть соответствующей договоренности для ТРЦ Victoria Gardens, не удалось. “Во Львове ни один коммерческий объект не может договориться с облэнерго об импорте электроэнергии, что удивительно для нас. Но, к сожалению, это факт”, - констатировала она.
Budhouse Group тоже пока не решил вопрос о подключении объекта во Львове - ТРЦ Forum - к импорту электроэнергии. В то же время ТРЦ Lubava (Черкассы) и ТРЦ Nikolsky (Харьков) используют такой ресурс. По словам операционного директора Budhouse Group Максима Гаврюшина, эта услуга удорожает снабжение энергией на 60-65 коп по сравнению с украинской.
При этом он отметил, что все ТРЦ Budhouse Group оборудованы генераторами, в этом году их мощность еще увеличена.
“Если происходят проблемы с электроснабжением на день-два, то нет смысла переходить на импортируемую электроэнергию. Тогда мы просто используем дизельные генераторы, чтобы пережить эти небольшие периоды. А если мы уже понимаем, что отключения или ограничения длительны, тогда есть смысл переходить на импортируемую электроэнергию. Хорошо, что это очень легко сделать, легко прекратить и очень легко потом вновь восстановить. То есть ты это можешь регулировать через два-три дня этих переходы”, - сообщил Гаврюшин.
CEO “Порт Сити Групп Наталья” Антоненко сообщила, что ТРЦ ПортCity (Луцк) в зимний период потребляет 1,5 МВт. “Все они полностью замещены генераторами. И конечно, они не могут работать постоянно. Импорт – для нас решение, у нас есть отдельная линия. Но сегодня в региональных центрах подключиться сложнее, чем в городах-миллионниках. К сожалению, на сегодняшний день облэнерго не дает нам согласие ”, - сообщила Антоненко.
генеральный менеджер коммерческого центра Alef Estate (Днепр) Анжела Борисова сообщила, что их объекты не могут быть подключены к импорту, поскольку в их составе есть жилье.
“Мы пошли по пути когенерации. Я очень надеюсь, что весной мы перейдем на этот альтернативный вариант”, - сообщила она.