Страховщики пока не используют страховую историю клиента при расчете стоимости автогражданки, но будут - опрос СК
Страховые компании Украины при расчете стоимости автогражданки пока не учитывают страховую историю клиента, как это предусмотрено вступившим в действие с 1 января 2025 года законом об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСАГО).
Об этом свидетельствует проведенный агентством "Интерфакс-Украина" опрос ведущих страховщиков на этом рынке.
Настройки доступа к полной истории страхования клиента (вне одного страховщика) продолжаются, поэтому страховые компании ориентируются при заключении полисов только на собственную страховую историю с клиентом, сказала генеральный директор СК "Гардиан" Татьяна Щучьева.
При этом она добавила, что в ближайшее время страховщики ожидают такую возможность со стороны централизованной базы данных Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ).
По словам гендиректора, в СК "Гардиан" по состоянию на 10 января стоимость полиса на легковые авто с объемом двигателя до 1600 куб. см для зарегистрированных ТС составляет от 2,5 тыс. грн - 5 зона (небольшие населенные пункты – ИФ-У) до 5 тыс. грн - 1 зона (Киев - ИФ-У), для незарегистрированных авто цена она составит от 9,6 тыс. грн.
О том, что страховщики ведут активную работу в этом направлении, подтвердила и директор департамента развития розничных продуктов и сервисов СК "ИНГО" Ольга Иванцова. "Пока неизвестно, как отреагируют на такие изменения банки, маркетплейсы и агрегаторы, работающие с целым рядом страховщиков и вынужденные подстраиваться под всех. Поэтому стоимость полисов того же страховщика может отличаться на разных площадках", - отметила она.
Иванцова также уточнила, что при расчете стоимости полиса "ИНГО" учитывает предыдущий опыт страхования, то есть применяется бонус-малус. Однако ведущие страховщики однозначно будут собирать больше информации о клиенте, что позволит им углубить сегментацию. Например, "ИНГО" планирует учитывать такой критерий, как полная масса транспортного средства и другие.
"Чем больше информации по клиенту, тем лучше реализовать принцип индивидуального подхода. В большинстве случаев это означает снижение стоимости полиса", - констатировала она.
По словам Иванцовой, с начала года в зависимости от категории ТС, региона эксплуатации, объема двигателя стоимость полиса в СК "ИНГО" выросла от 50% до 70%.
По словам директора по коммерческой деятельности СК "Экспресс Страхование" Екатерины Лукашенко, страховая история клиента является важным фактором, постепенно интегрирующимся в процесс формирования стоимости полисов ОСАГО. Компания уже использует эти данные для юридических лиц, а также работает над усовершенствованием подходов, позволяющих учитывать этот фактор для физических лиц.
Вопрос учета страховой истории клиента является одним из наиболее дискуссионных в сфере ОСАГО, отмечает советница председателя правления НАСК "Оранта" Елена Машаро.
По ее словам, основной принцип этого вида страхования заключается в том, что все страхователи-автовладельцы – как те, кто стал виновником ДТП (их меньшинство, около 2,5% за год), так и те, кто не допустил аварий, – совместно формируют фонд, из которого проводятся выплаты пострадавшим в результате ДТП. Если те, у кого не было ДТП, будут платить значительно меньше, чем виновники аварий, то для обеспечения достаточного размера фонда базовый платеж придется существенно увеличить по сравнению с текущим уровнем, при котором скидки за безаварийную езду не учитываются. Именно поэтому сейчас компания ищет оптимальную модель, которая позволила бы сделать учет истории страховых случаев одновременно справедливым и эффективным.
В СК ARX также пока не учитывают страховую историю клиента при определении цены, но планируют в перспективе ввести этот фактор при расчете платежа.
"Мы первыми ввели и в дальнейшем используем такие факторы для расчета платежа, как возраст собственника (физлица) и возраст авто. Чем длиннее водительский стаж, тем дешевле полис на автогражданке", - сказали в компании.
При этом уточняют, что в Европе эта практика существует уже много лет. Например, в Германии страховая премия может разниться в восемь раз. Один заплатит EUR100, другой - EUR800.
На вопрос, на сколько может возрасти средний размер убытка после вступления в действие нового закона, который направлен на защиту потребителей страховой услуги, Иванцова ответила, что, как ожидается, частота заявления ущерба вырастет примерно на 10%, ведь теперь процесс урегулирования стал гораздо более понятным и быстрым. Клиентам больше не придется проходить сложный путь через страховую компанию другого участника ДТП, что снижает барьер для подачи заявок в рассрочку. Что касается среднего размера выплат, то "ИНГО" прогнозирует его рост более чем вдвое.
"Мы также ожидаем увеличения уровня выплат на рынке в целом. Если раньше этот показатель колебался в пределах 40-50%, то теперь он может возрасти до 60% и даже выше. Это связано с тем, что страховщики будут урегулировать убытки более оперативно, а новые условия договоров ОСАГО предусматривают более высокий уровень компенсаций, чем раньше", - отметила директор департамента СК "ИНГО".
Как сообщила Щучьева, по итогам 11 месяцев 2024 года средний размер убытка по рынку составил 33 тыс. грн. "Мы прогнозируем его двукратное увеличение, которое будет происходить постепенно, в течение 2025 года", – сказала она.
С тем, что размер выплаты пострадавшим возрастет, согласна и Машара. Согласно ее прогнозам, по одному страховому случаю он может достичь 50-60 тыс. грн. Соответственно, прогнозируется и повышение уровня выплат.
"Однако все только начинается, и впереди еще немало неопределенностей и перемен. Надеемся, что эти нововведения принесут положительные результаты как всем участникам дорожного движения, так и дальнейшему развитию рынка страхования в Украине", - подчеркнула она.
В СК "Экспресс Страховании" прогнозируют, что в течение 2025 года этот рост будет постепенным, поскольку значительная часть автомобилистов еще будет иметь полисы, заключенные в 2024 году. И уже к концу 2025 года средний размер чека по полисам ОСАГО может возрасти на 70-100% по сравнению с предыдущим годом.
По ее данным, на рост среднего размера выплаты, помимо факторов, начавших действовать со вступлением в действие нового закона, окажет влияние и специфика портфеля компании. Средний чек у страховщиков, где преобладают новые авто (до пяти лет), может быть на 15-20% выше, чем у компаний, где портфель ОСАГО составляют более старшие авто. Это связано с тем, что новые авто обычно обслуживаются на авторизованных сервисных центрах, где стоимость ремонта может быть выше обычных СТО.
По прогнозам СК ARX, с введением новых условий автогражданки средний размер выплаты увеличится на 57%. В СК "Европейский страховой альянс" считают, что он возрастет до 55-65 тыс. грн.
На вопрос, есть ли у страховщиков данные, какой процент клиентов имеет полисы 2024 года, которые базируются на старом законе, и в 2025-м - на новом законе, в СК "Экспресс Страхование" ответили, что, согласно их прогнозам, до 1 июля 2025 года около 57% действующих полисов компании будут оставаться заключенными по старым условиям.
В СК "Оранта" уточнили: поскольку договоры ОСАГО на условиях нового закона только начали заключаться, естественно, по крайней мере, 95% автовладельцев имеют полисы, заключенные в 2024 году. Именно поэтому 2025-й для ОСАГО – переходный год, когда будут действовать договоры страхования, заключенные как на новых условиях, так и на условиях предыдущего закона.
То, что произошедший в декабре прошлого года бум продаж автогражданки был связан с желанием клиентов приобрести полис по старой цене, подтвердила и гендиректор СК "Гардиан" Щучьева.
"По нашей статистике, в первую очередь, это сделали клиенты, страховые полисы которых завершаются в январе-феврале 2025 года. Доля клиентов, перенесших пролонгацию своего полиса, составляет не более 5% от общего количества продаж за год", - подчеркнула она.