Девелоперы адаптируют коммерческие площади в составе своих ЖК к вызовам военного времени
Украинские девелоперы прилагают усилия для адаптации коммерческих помещений в составе своих жилых комплексов к вызовам военного времени, что повышает конкурентность на рынке и спрос инвесторов, следует из опроса застройщиков агентством "Интерфакс-Украина".
"Мы провели комплексный реконцепт всех проектов, которые были инициированы до начала войны, чтобы соответствовать новым стандартам безопасности и обновленным государственным строительным нормам. Более 80% планировок было пересмотрено с учетом новых вызовов - мы усилили конструктивные элементы зданий, добавили просторные бомбоубежища и помещения двойного назначения", - рассказал директор Zezman Holdings Юрий Мотуз.
Как сообщил руководитель проектов Perfect Group Алексей Коваль, девелопер также может реализовать определенные технические изменения в помещениях по желанию инвестора: скорректировать целевое назначение, увеличить мощности электроснабжения, установить жироуловители. При этом изменение функционала коммерческих площадей должно быть согласовано с жильцами, отметил он.
Компания Alliance Novobud также предусматривает в каждом коммерческом помещении возможность подключить генератор. Сотрудники бизнеса и клиенты имеют доступ к укрытиям в подвальных помещениях домов.
Кроме того, инвесторы покупают кладовые в подвалах с целью обустройства собственных укрытий, рассказала коммерческий директор "Интергал-Буд" Анна Лаевская.
"Арендаторы сейчас активно выкупают кладовые в подвалах и обустраивают там индивидуальные укрытия для своих работников, поэтому эти помещения теперь используются не только как склады, но и как защитные зоны", - отметила эксперт.
Наличие подземных паркингов и укрытий в целом положительно влияет на спрос на рынке коммерческих площадей в составе ЖК - такие объекты быстрее продаются, пояснила директор по маркетингу группы компаний DIM Дарья Бедя.
"В комплексах, которые имеют подземный паркинг, быстрее продаются и сдаются в аренду коммерческие площади, чем в аналогичных объектах без временных укрытий. Следует отметить, что теперь во всех ЖК, которые сейчас проектируются согласно обновленным ГСН, обязательно должно быть укрытие или бомбоубежище. Поэтому архитекторы и застройщики интегрируют их в общую структуру проекта, что положительно в будущем будет влиять на спрос со стороны покупателей и арендаторов коммерческих площадей", - указала она.
Таким образом, ориентация на безопасность и удобство - это ключевой тренд на рынке сегодня, отметили в пресс-службе KAN Development.
"Война изменила приоритеты: бизнес теперь ориентирован на быстрые услуги, экономию времени жителей и создание комфортных зон в пределах ЖК", - пояснили в компании.
Аналогичным мнением поделился СЕО девелоперской компании ENSO Рамиль Мехтиев. По его словам, спрос на помещения для сферы развлечений и крупных ресторанов уменьшился, зато растет запрос на бизнесы, обеспечивающие базовые потребности жителей жилых комплексов.
"После начала полномасштабного вторжения наблюдается заметная трансформация бизнесов, которые выбирают помещения в жилых комплексах. Вместо классических кафе и магазинов первой необходимости на первый план выходят офисы небольших компаний, коворкинги; сервисные услуги (клиники, салоны красоты, спортзалы); образовательные центры для детей; мини-маркеты с широким ассортиментом товаров", - прокомментировал эксперт.