УЗ инициировала повышение ставок на контейнерные перевозки, что может снизить их конкурентоспособность - АМЭУ

АО "Укрзализныця" (УЗ) инициировала повышение ставок на контейнерные перевозки весом свыше 26 т, чтоможет поставить под угрозу дальнейшее развитие контейнерного железнодорожного сегмента и снизить его конкурентоспособность, заявила Ассоциация международных экспедиторов Украины (АМЭУ).
"АО "Укрзализныця" в очередной раз инициирует повышение тарифов для контейнерных перевозок весом более 26 тонн. Это ниже международного стандарта и грозит торможением развития железнодорожной логистики", - сообщила АМЭУ в Телеграме во вторник.
Согласно сообщению, АМЭУ 22 мая направила обращение вице-премьер-министру - министру развития громад и территорий Украины Алексею Кулебе, председателю Государственной регуляторной службы (ГРСУ) Алексею Кучеру, председателю правления "Укрзализныци" Александру Перцовскому, в котором выразила глубокую обеспокоенность инициативой.
"Это решение, по нашему мнению, ставит под угрозу дальнейшее развитие контейнерного железнодорожного сегмента, снижает его конкурентоспособность, и - что самое важное - способствует росту доли автотранспорта, который часто работает вне правового поля", - говорится в тексте обращения на сайте АМЭУ.
Согласно приведенным в письме данным, максимальная эффективная грузоподъемность морских контейнеров составляет: 20-футового - 28,2 т; 40-футового - 28,6 т.
"Предложенный тарифный предел 26 т противоречит стандартам морской логистики и дискриминирует контейнерные перевозки, которые полностью придерживаются этих норм", - говорится в тексте обращения АМЭУ.
Ассоциация призвала остановить любые действия по пересмотру тарифов на контейнерные перевозки весом более 26 т до момента завершения открытых консультаций с участниками рынка и экспертным сообществом, а также, установить предельный порог применения повышенных тарифов на уровне не ниже 28,5 т нетто, в соответствии с международными стандартами морских контейнерных перевозок и рыночной практикой.
Кроме того, АМЭУ предлагает обеспечить равный доступ для всех операторов к механизмам тарифного стимулирования, включая перевозчиков, осуществляющих контейнерные перевозки, на условиях, аналогичных интермодальным поездам зерновой группы. Также предлагается создать межведомственную рабочую группу при Министерстве развития общин и территорий с привлечением представителей бизнес-сообщества, "Укрзализныци", ГРСУ и профильных ассоциаций с целью выработки согласованной долгосрочной тарифной стратегии.
Среди предложений ассоциации - разработка и внедрение государственной программы поддержки железнодорожных контейнерных перевозок как экологически безопасного, энергетически эффективного и прозрачного способа доставки грузов.
АМЭУ представляет профессиональную среду логистических операторов, в частности участников рынка интермодальных перевозок, отмечается в обращении.
Как сообщалось, в январе "УЗ" подготовила и направила Минразвития предложения по индексации тарифов на перевозку грузов на 37% в 2025 году. Против индексации выступили большинство отраслевых объединений, профильных ассоциаций и крупных бизнесов.
В мае заместитель директора департамента коммерческой работы АО "Укрзализныця" (УЗ) Валерий Ткачев сообщил, что решение по индексации тарифов на перевозку грузов в 2025 году до сих пор не принято.
В 2024 году "УЗ" уменьшила операционную прибыль от грузовых перевозок на 2,3% по сравнению с 2023 годом - до 20,39 млрд грн, в то же время ее операционный убыток от междугородных и международных, а также пригородных пассажирских перевозок вырос на 15,4% - до 18,1 млрд грн.
Компания в 2024 году увеличила выручку на 11,1% - до 102,87 млрд грн, но получила чистый убыток 2,71 млрд грн против чистой прибыли 5,04 млрд грн в 2023 году.