Дефицит бюджета Украины с расходами на оборону 5% ВВП составлял бы 0,2%, это хорошая стартовая позиция после войны - Марченко
Уровень дефицита государственного бюджета Украины после предложенных правительством изменений в бюджет на дополнительные военные нужды увеличится с 19,4% ВВП до более чем 20% ВВП, но если бы оборонные расходы в нем составляли лишь 5% ВВП, как это предусмотрено последними договоренностями НАТО, дефицит составлял бы всего 0,2% ВВП, сообщил министр финансов Сергей Марченко.
"Это означает, что наши условия в государственных финансах очень здоровые. Во время войны мы создали достаточно места для использования государственных средств на различные другие нужды", - заявил он на воркшопе "За пределами реконструкции: Поощрение роста через динамизм бизнеса" на Конференции по восстановлению Украины URC2025 в Риме, передает корреспондент агентства "Интерфакс-Украина".
В то же время Марченко подчеркнул, что, несмотря на такую потенциально хорошую стартовую бюджетную позицию после войны, сейчас Украина находится в других условиях. "Мы думаем, как выжить. Мы думаем, как осуществить все необходимые закупки, ... укрепить наш сектор безопасности и обороны", - пояснил министр.
Он поблагодарил Всемирный банк и представителя Украины в нем Романа Качура за идею подготовить экономику к будущему диалогу между различными заинтересованными сторонами.
"Всемирный банк сейчас возглавляет этот процесс, но вместе с МВФ, Европейской комиссией, нашим правительством мы также заинтересованы в том, чтобы понять, как должна выглядеть экономика Украины в перспективе и какие возможные препятствия мы имеем сейчас", - добавил Марченко.
По его словам, исследования показывают, что при текущих условиях для привлечения частных и государственных инвестиций и при текущем уровне капиталовложений в Украину для достижения уровня Польши и Румынии Украине нужно будет 37 лет.
"Это слишком долго, и эти страны, я имею в виду Польшу и Румынию, также не будут ждать, пока мы приблизим нашу экономику к их уровню", - добавил министр.
Он отметил, что если удастся ускорить рост украинской экономики до 5% ежегодно, достижение уровня Польши и Румынии займет 15 лет.
"Чтобы решить этот вопрос, нам следует подумать о том, как привлечь частные инвестиции в Украину, потому что только государственные инвестиции не могут решить наши проблемы. У нас очень ограниченные ресурсы в нашем бюджете, а также наши партнеры не могут помочь нам привлечь достаточно государственных средств на наш рынок. Нам следует забыть об огромных государственных средствах, которые могут поступать в Украину", - считает Марченко.
Поэтому, по его мнению, следует найти и создать необходимые условия для поступления частных средств в Украину, найти способ привлечения новых технологий, повышения производительности, потому что без повышения производительности невозможно достичь цели в 5%.
Среди других препятствий министр финансов назвал созданную в Украине с начала ее независимости "очень особую экономику, экономику, которая базируется на олигархической модели, где у нас есть несколько семей, которые управляют нашей страной, которые доминируют в разных сферах".
"Они приватизировали все существующие объекты, бизнес, чтобы получить доступ к ресурсам, к бизнесу, к процессу принятия решений в парламенте, к государственным средствам. И это последствия событий, произошедших в начале 2000 года. Давайте признаем это и публично обнародуем факты... Без решения этих проблем мы будем крутиться в замкнутом круге, снова и снова возвращаясь к этому вопросу", - заявил Марченко.
Он призвал к созданию условий для более свободной работы бизнеса в Украине. "Мы можем обсуждать этот вопрос с разных точек зрения, говоря о более сильном правительстве, верховенстве права и других важных вещах, но нам также следует подумать о перспективе надлежащего внедрения нашего антимонопольного законодательства", - сказал среди прочего глава Минфина.
В исследовании Всемирного банка, которое было представлено на воркшопе, говорится о положительных результатах для экономики работы крупного бизнеса и крупного капитала при надлежащем государственном регулировании.