Убытки вагоноремонта в 2025 г. достигнут 600 млн грн из-за падения перевозок и профицита вагонов - руководитель направления "УЗ"
Убытки вагоноремонтного направления из-за ситуации на рынке железнодорожных перевозок, в частности профицита вагонов, в 2025 году могут достичь 600 млн грн, требуется большее привлечение бизнеса для поиска альтернатив, заявил руководитель направления "Ремонт и производство" "Укрзализныци" (УЗ) Евгений Шрамко.
"На встрече (с бизнесом и инвесторами в августе, которую инициировала УЗ - ИФ-У) мы обсудили прогноз по парку вагонов, к сожалению, неутешительный. Новые вагоны почти не строятся из-за профицита. Все это приводит к тому, что убытки вагоноремонтного направления, по нашим прогнозам, в конце 2025-го достигнут 600 млн грн", - сказал он в интервью агентству "Интерфакс-Украина".
Представитель "УЗ" напомнил, что объемы перевозок уменьшились на 40%, а перевозки вагонами государственной компании снизились еще больше - на 58%. Из-за этого объемы ремонтов, в себестоимости которых почти 70% - это расходы на персонал, также уменьшились на 55%.
Шрамко отметил, что, учитывая эту ситуацию и ухудшение прогноза на ближайший год компания решила выйти в публичное пространство и привлечь международных партнеров, консалтеров, которые могут помочь получить гранты или другое финансирование для трансформации вагоноремонтных предприятий без потери персонала и потенциала, а также максимально привлечь бизнес для более эффективного использования производственных мощностей, которые сейчас оказались избыточными.
Шрамко уточнил, что после встречи всем участникам прислали опросник, чтоб получить информацию о реальных потребностях рынка, в частности какие именно объекты нужны, учитывая их локацию и инфраструктуру (электроснабжение, газ, водоснабжение).
"Получили только 13 ответов. Честно говоря, этого недостаточно. Поэтому будем дальше работать с бизнесом, ассоциациями, инвесторами", - отметил руководитель направления.
По его словам, это первый шаг на пути прозрачной оптимизации и реорганизации избыточных производственных мощностей, которые генерируют убытки "Укрзализныци", в дальнейшем будет проводиться подготовка перечня объектов и предложений для международных и местных инвесторов.
"Мы рассматриваем различные варианты: аренду, государственно-частное партнерство, перепрофилирование, - и стремимся, чтобы все они осуществлялись на конкурентных началах", - подчеркнул Шрамко.
Он добавил, что в следующем году при правильной постепенной реорганизации планируется заняться и локомотиворемонтным направлением, где мощности компании тоже большие.
"Учитывая текущую ситуацию в отрасли и динамику перевозок, возвращение к объемам прошлого года, по нашим прогнозам, пока выглядит маловероятным", - подчеркнул директор направления.
Направление "Ремонт и производство" "Укрзализныци" отвечает за ремонт, обслуживание, модернизацию и изготовление вагонов, локомотивов, электропоездов. Производит критические запчасти, железобетонные шпалы, техническое оборудование и тому подобное. Имеет 11 предприятий, часть которых филиалы, часть - частные АО.
Как сообщалось, объемы грузовых перевозок по железной дороге в Украине сократились со 180 млрд т*км в 2021 году до 113 млрд т*км в 2024 году, а перевозки вагонами компании - с 1206 тыс. до 727 тыс. В этом году ожидается уменьшение этих показателей соответственно до 106 млрд т*км и 481 тыс.
Такие условия повлекли снижение объемов ремонтов вагонов с 31,75 тыс. в 2021 году (из них вагоны "Укрзализныци" - 20,15 тыс.) до 24,23 тыс. в 2024 году (12,48 тыс.), а в этом году ожидается дальнейшее сокращение до 14,04 тыс. (3,96 тыс.).