Экономика

Число грузовиков для международных перевозок за годы транспортного безвиза выросло более чем вдвое - Минразвития

Количество грузовых транспортных средств в Украине, которые используются для международных перевозок, с момента введения в июне 2022 года транспортного безвиза с Европейским Союзом выросло более чем в два раза - до "100 тыс. с копейками", сообщил заместитель министра развития общин и территорий Сергей Деркач.

"То есть мы за период войны купили грузовых автомобилей больше, чем их было куплено за все годы независимости. Чтобы вы поняли, насколько вырос рынок грузовых автомобильных перевозок", - сказал он во время мероприятия "Инфраструктурный день 2025" от Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) в конце этой недели, передает корреспондент агентства "Интерфакс-Украина".

Относительно количества перевозок, то, по словам Деркача, оно сильно выросло в 2023 году, тогда как в этом году "немножко уменьшается количество перевозок, но не существенно".

"И это больше из-за такой экономической ситуации, а не из-за того, что морской коридор функционирует", - добавил замминистра.

Деркач подчеркнул, что ежегодное продление транспортного безвиза было тяжелой работой из-за сложных переговоров с отдельными странами.

"Основная страна, которая считает Украину сейчас большим конкурентом на будущее, - это Польша, поскольку Польша стала крупнейшим автомобильным перевозчиком в Европе: они держат где-то 60-65% всего рынка автомобильных перевозок в Европе. И заход украинского перевозчика на европейский рынок, конечно, создает какие-то риски для наших соседних стран", - пояснил замминистра.

Он напомнил, что сейчас транспортный безвиз с ЕС продлен до конца марта 2027 года.

"Поэтому мы не переживаем: следующие 15 месяцев мы спокойно живем в формате транспортного безвиза", - констатировал Деркач.

Он отметил, что ведется активная работа над выполнением критериев Евросоюза для внедрения после марта 2027 года соглашения о бессрочном транспортном безвизе.

По его словам, с июля 2026 года все автомобили, зарегистрированные в Украине, должны быть оборудованы смарт-тахографами. Для этого уже создана необходимая инфраструктура: выдаются смарт-карты, около 20 компаний лицензированы на установку и сертификацию тахографов. А перевозчикам рекомендуют устанавливать смарт-тахографы даже на автомобили, купленные до июля, чтобы избежать двойных расходов в будущем.

Кроме того, отметил Деркач, для доступа к рынку международных перевозок компании должны соответствовать трем критериям ЕС: иметь добропорядочную деловую репутацию, финансовую независимость и профессионализм.

"Мы сейчас как раз устанавливаем критерии (добропорядочности). Планируем, что по умолчанию все украинские компании добропорядочные и имеют хорошую деловую репутацию. Если компания со временем совершает кучу нарушений (критериев), ей может быть присвоен статус недобропорядочной и тогда компания потеряет возможность, например, выезда за границу", - описал перспективы замминистра.

Относительно финансовой независимости, по словам Деркача, европейский регламент предусматривает нахождение в банке определенной суммы средств из расчета на каждый автомобиль, но украинская сторона предлагает рассматривать в качестве финансовой гарантии страховку.

Относительно профессиональности автомобильных перевозок, то, как пояснил замминистра, каждая компания с лицензией на международные грузовые перевозки должна иметь менеджера-управителя с соответствующим сертификатом, который прошел краткосрочное обучение по программе ЕС.

"Мы с этим работаем, это небольшая история. Это обучение будет достаточно краткосрочным, есть конкретная программа от Европейского Союза. И наши компании или своих работников смогут легко научить, или нанять человека, который фактически имеет этот сертификат и является профессионалом в сфере международных автомобильных перевозок", - сообщил Деркач.

В целом, по словам заместителя министра, украинское законодательство по автомобильному транспорту на сегодняшний день уже соответствует более чем 50% европейским стандартам.

"И это будет очень крутой аргумент, с которым мы будем выходить к Еврокомиссии о том, что мы должны продолжить (соглашение о транспортном безвизе) бессрочно, потому что требования к украинским перевозчикам идентичны, как и к перевозчикам Европейского Союза, а наши перевозчики уже к этому привыкли. Поэтому, я думаю, что здесь тоже с рынком не будет никаких проблем", - подчеркнул Деркач.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ