Интерфакс-Украина
18:59 27.12.2025

Обновленная стратегия управления госдолгом Украины сохраняет фокус на привлечении розничных инвесторов

5 мин читать

Развитие внутреннего долгового рынка является ключевым для уменьшения финансовой уязвимости Украины, усилия по привлечению розничных инвесторов на рынок облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) будут продолжаться и в дальнейшем, говорится в Среднесрочной стратегии управления государственным долгом на 2026-2028 годы.

"По состоянию на 30 июня 2025 года 5,1% ОВГЗ, находящихся в обращении, принадлежали розничным инвесторам, что значительно больше по сравнению с 3,5% годом ранее и лишь 2,3% на конец 2021 года. Сочетание роста и все еще небольшой доли подчеркивает значительный потенциал этого сегмента инвесторов для дальнейшего расширения", - говорится в документе, опубликованном н сайте Министерства финансов, который Кабинет министров утвердил постановлением №1716 от 24 декабря.

В нем отмечается, что, несмотря на продолжающуюся агрессию РФ, Украина сохранила функционирование рынка и смогла не только рефинансировать погашение внутреннего долга, но и обеспечить чистое финансирование за период 2022 - второй квартал 2025 года в размере 659 млрд грн при объеме валовых привлечений на финансирование 2,07 трлн грн.

Относительно физлиц, которым на 26 декабря принадлежали ОВГЗ на 110,3 млрд грн при общем объеме их выпуска 1 трлн 933,0 млрд грн, отмечается также, что они не только обеспечивают приток новой ликвидности, но и обычно реинвестируют средства после погашения облигаций, что поддерживает стабильность рынка.

"В отличие от них, корпоративные инвесторы существенно увеличили свои вложения в облигации во время войны, преимущественно из-за избыточной ликвидности, накопленной в условиях валютных ограничений. После их снятия корпоративные инвесторы могут переориентировать портфели на другие активы, что создает риски рефинансирования для этой части инвесторской базы", - говорится в стратегии.

По данным НБУ, на 26 декабря в собственности юрлиц были ОВГЗ на 201,7 млрд грн.

Что касается нерезидентов, то сейчас объем ОВГЗ в их собственности упал до 15,7 млрд грн, но в Минфине, который был разработчиком стратегии, считают, что отмена валютных ограничений по имеющимся ОВГЗ будет предпосылкой для привлечения новых поступлений от иностранных инвесторов и для расширения базы инвесторов в среднесрочной перспективе

"Привлечение иностранных инвесторов пока затруднено из-за валютных ограничений, но будет оставаться приоритетом после их либерализации", - отмечается в документе.

В нем также отмечается, что изменение валютной структуры государственного долга в сторону евро, которое сейчас является доминирующей валютой для кратко- и среднесрочного финансирования, делает особенно важным вопрос хеджирования части валютной позиции в евро.

"Для эффективного управления этим риском необходимо и в дальнейшем развивать внутренний рынок операций с евро, чтобы обеспечить доступность инструментов хеджирования по умеренной стоимости", - говорится в стратегии.

По данным Минфина, на конец ноября доля долга в евро достигла 44,7% по сравнению с 14% в 2021 году, тогда как доля доллара США упала с 35% до 21,6%, гривны - с 40% до 21,5%.

В целом стратегия определяет три ключевые цели управления государственным долгом: привлечение долгосрочного льготного финансирования и максимизация доли грантов в официальной поддержке; поддержание эффективной коммуникации с инвесторами и содействие развитию внутреннего рынка капитала; ограничение риска рефинансирования, в частности путем увеличения срочности внутренних заимствований.

Согласно документу, текущая структура долга Украины отражает военные условия и значительную международную поддержку в виде льготных заимствований. По состоянию на конец июня 2025 года внешний долг составлял 75%, тогда как внутренний - 25%.

Доля льготных кредитов в структуре госдолга выросла до 64% (4,74 трлн грн) с 26% до начала войны, тогда как рыночных уменьшилась с 55% до 28% (2,1 трлн грн). Из этих 28% на ОВГЗ приходилось 12%, еврооблигации - 10%, ОВГЗ в собственности НБУ с привязкой к инфляции и учетной ставке - 6%.

В стратегии также отмечается, что средний срок до погашения долга увеличился примерно до 12 лет по сравнению с примерно 6 годами до начала полномасштабной войны, что обеспечено долгосрочными льготными займами и реструктуризацией еврооблигаций в 2024 году. Процентный риск остается низким благодаря высокой доле долга с фиксированной ставкой, что обеспечивает стабильность и предсказуемость обслуживания долга во время войны.

По состоянию на июнь 2025 года средневзвешенный срок до погашения государственного внутреннего долга Украины составляет 6,1 год (без учета ОВГЗ в портфеле НБУ - 2,2 года), тогда как государственный внешний долг погашается в среднем через 14,3 года.

По состоянию на конец июня 2025 года средневзвешенная стоимость государственного долга составляла 4,9%, в частности: 2,0% - по внешнему долгу и 13,5% - внутреннему долгу, что отражает высокую инфляцию и жесткие монетарные условия. Это значительное улучшение по сравнению с концом 2021 года, когда этот показатель составлял 7,2%.

"Стратегия имеет целью дальнейшее снижение средней стоимости путем приоритезации грантов, льготных кредитов и развития внутреннего рынка", - отмечается в документе.

Согласно ей, существует необходимость снижения валютного риска из-за высокой доли долга в иностранной валюте (77%), но пока этого невозможно достичь из-за продолжающейся войны и повышенных потребностей в финансировании, но в долгосрочной перспективе увеличение доли долга в национальной валюте является стратегическим приоритетом.

Как говорится в стратегии, планируемые платежи по погашению и обслуживанию государственного долга вырастут с 1,05 трлн грн в 2025 году до 1,17 трлн грн в 2026 году, 1,26 трлн грн в 2027 году и 1,29 трлн грн в 2028 годах.

Но относительно ВВП планируется уменьшить эти выплаты с 11,7% в этом году до 11,3% в следующем, 10,5% - в 2027 году и 9,5% - в 2028 году.

В стратегии также сообщается, что по состоянию на 28 ноября 2025 года Украина привлекла с начала полномасштабной агрессии РФ $161 млрд в виде грантов и льготных кредитов/гарантий, в том числе $31,1 млрд в 2022 году, $42,5 млрд в 2023 году и $41,7 млрд в 2024 году. Из этой суммы $35,6 млрд (22%) было получено в рамках инициативы G7 ERA за счет доходов от замороженных российских активов.

Без учета ERA по объемам финансирования Украины лидерами являются ЕС - $54,2 млрд, США - $30,2 млрд, МВФ - $13,4 млрд, Япония - $8,7 млрд, Канада - $5,4 млрд, Всемирный банк - $5,7 млрд, Великобритания - $3,0 млрд, Германия - $1,7 млрд, ЕИБ - $0,7 млрд, Норвегия - $0,5 млрд, Франция - $0,4 млрд, Италия и Нидерланды - по $0,3 млрд.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ПОСЛЕДНЕЕ

НБУ повысил пороговое значение задолженности для данных из кредитреестра до 86,47 тыс. грн

Госбанк организовал с пятью банками консорциумный кредит на 21,5 млрд грн для предприятия ОПК под госгарантию

"Укрнафта" завершила ребрединг бывших АЗК Shell

Лицензирование "Ростехнадзором" блока ЗАЭС ничтожно и не несет правовых последствий - Минэнерго

Всемирный банк одолжил Украине $196,3 млн под гарантии Японии по проекту SURGE укрепления фискального управления

Громады утвердили 97% местных бюджетов на 2026 год

Импорт э/э в Украину увеличился вдвое благодаря падению цен в странах ЕС на рождественские каникулы - глава "Укрэнерго"

НБУ обновил требования к внутреннему аудиту на страховом, платежном рынках и на рынке кредитных союзов

Perfect Group в 2025г ввела в эксплуатацию более 60 тыс. кв. м жилья

Аграрии в сезоне-2025 выполнили прогноз по сбору зерновых культур на 94%, масличных - на 97,7%

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА