Финансирование принятого Радой бюджета зависит от сотрудничества страны с МВФ - эксперты
Финансирование принятого Верховной Радой в четверг государственного бюджета на 2013 год несет значительные риски и зависит от сотрудничества страны с Международным валютным фондом (МВФ), полагают опрошенные агентством "Интерфакс-Украина" эксперты.
По мнению руководителя аналитического подразделения группы "Инвестиционный капитал Украина" (ICU) Александра Вальчишена, заложенный в бюджете дефицит, превышающий 50 млрд грн, является чрезмерным с точки зрения кредитоспособности правительства страны.
"Закон с таким дефицитом проблемный с точки зрения финансирования", - подчеркнул эксперт.
Как полагает А.Вальчишен, финансовые рынки, а также основные инвесторы и кредиторы Украины, включая МВФ, позитивно отреагировали бы на дефицит максимум в 35 млрд грн, при котором так называемый первичный баланс бюджета будет равен нулю. Однако идеальной ситуацией стало бы принятие сбалансированного бюджета, при котором первичный баланс был бы в "плюсе" на 35 млрд грн, отметил он.
Эксперт также добавил, что при таком бюджете серьезные расходы (как в виде стоимости заимствования, так и по сумме основного долга) начнутся еще до начала 2013 года: наихудшие ожидания инвесторов и кредиторов по поводу несбалансированной фискальной политики оправдываются, процентные ставки будут высокими и долговое бремя будет нарастать.
То, что бюджет может не понравиться МВФ, отмечает и руководитель аналитического департамента инвесткомпании "Конкорд Капитал" Александр Паращий.
"Документ не предусматривает повышения тарифов на газ и коммунальные услуги. Кроме того, дефицит консолидированного бюджета на уровне 4,5% ВВП (с учетом финансирования "Нафтогаза Украины") также вызовет нарекания со стороны Фонда. Поэтому при таких бюджетных параметрах очень сложно ожидать возобновления сотрудничества", - сказал он.
Экономист инвесткомпании ВТБ Капитал Дмитрий Федоткин прогнозирует, что исполнение бюджета в следующем году в любом случае будет весьма напряженным, учитывая суммарные затраты на обслуживание долга - как внутреннего, так и внешнего, - а также финансирование дефицита бюджета.
Он также обратил внимание, что существенную часть финансирования бюджета планируется привлечь на внешних рынках, ситуация на которых остается волатильной. Теоретически это может привести к удорожанию заимствований либо к сокращению или временному отсутствию таких возможностей, полагает эксперт.
Д.Федоткин добавил, что традиционными альтернативами источниками финансированиями в таком случае являются приватизация, а также выпуск облигаций и прочих инвестиционных инструментов для населения. Украина в последние годы успешно использует указанные альтернативы: изначально приватизацию, а в текущем году – еще и размещение валютных облигаций для населения, и у обоих вариантов сохраняется существенный потенциал, отметил эксперт.
Вместе с тем, по его словам, займы МВФ также могли бы стать важным источником внешнего финансирования.
По мнению начальника аналитического отдела инвесткомпании "Арт Капитал" Игоря Путилина, кроме выпуска облигаций, Украина может также привлекать кредиты у других международных финансовых институтов, как, например, ранее привлекла $2 млрд у российского ВТБ.
В то же время он отметил, что возобновление сотрудничества с МВФ стало бы важнейшим моментом повышения инвестиционного рейтинга Украины и, соответственно, снизило бы риск недофинансирования. "Это будет являться позитивным сигналом для других частных и государственных финансовых институтов, которые могут возобновить или увеличить кредитование страны", - сказал И.Путилин.
В подтверждение своих слов эксперт указал на заявление Европейского банка реконструкции и развития о готовности профинансировать Украину в 2013 году в объеме около EUR900 млн в случае возобновления сотрудничества с МВФ.
Руководитель аналитического департамента инвестгруппы "ТАСК" Андрей Шевчишин также считает завышенными планы правительства привлечь на внутреннем рынке почти 93 млрд грн.
"После периода жесткого снижения ликвидности банки не скоро пойдут на наращивание портфелей облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Верными покупкам ОВГЗ останутся "приближенные" банки. При этом некоторое послабление ситуации, возможно, улучшит общую картину, однако вряд ли даст значительный эффект", - сказал эксперт.
Кроме того, по его мнению весьма неоднозначной является и ситуация с привлечением средств от населения. "Привлекательность валютных казначейских обязательств в дебютном выпуске дает надежды на сохранение высокого спроса. Однако важным пунктом становиться и дополнительное стимулирование спроса", - сказал А.Шевчишин.
Как сообщалось, Верховная Рада в четверг приняла проект государственного бюджета Украины на 2013 год, внеся в правительственный вариант незначительные правки и сохранив основные его показатели.
Дефицит государственного бюджета в 2013 году утвержден на уровне 50,43 млрд грн, что на 30% больше по сравнению с планируемым в 2012 году. Доходы госбюджета в следующем году запланированы на уровне 361,51 млрд грн, что на 3% меньше, чем плановые доходы госбюджета-2012, а расходы снижены на 1% - до 410,661 млрд грн. Превышение кредитов из госбюджета над их возвратом утверждено в размере 1,28 млрд грн.
Предельный объем госдолга на конец 2013 года предлагается установить на уровне 483,032 млрд грн, что на 14% превышает показатель, установленный на конец текущего года. Помимо того, документ разрешает предоставление госгарантий по кредитам на сумму до 50 млрд грн.
Кабинет министров Украины в день своей отставки 3 декабря в связи с избранием премьера народным депутатом утвердил проект госбюджета-2013 с прогнозом роста валового внутреннего продукта на 3,4% и инфляции 4,8%.
Правительство также прогнозировало, что доходы сводного бюджета составят 463,1 млрд грн, что на 0,5% меньше, чем план на 2012 год, однако по общему фонду будет прирост на 0,5% – до 403,2 млрд грн, тогда как по спецфонду - сокращение на 6,9%, до 59,9 млрд грн.