Экономика

"Сланцевую революцию" пока не удается повторить за пределами США - WSJ

Несмотря на потраченные годы и миллиарды долларов, крупнейшим нефтегазовым компаниям не удалось повторить американскую "сланцевую революцию" ни в одной другой стране мира, пишет Wall Street Journal.

Эксперты американского министерства энергетики отмечают, что на данный момент добыча сланцевых углеводородов в промышленном объеме ведется, кроме США, только в Канаде, Китае и Аргентине. Причины такой ситуации различны: это и санкции против России, и запрет на добычу методом гидроразрыва пласта во многих странах ЕС, включая Францию и Германию, и падение цен на нефть, сделавшее извлечение труднодоступных углеводородов нерентабельным.

Chevron Corp. закрыла последний проект по добыче сланцевого топлива в Европе в феврале, свернув операции в Румынии. Royal Dutch Shell объявила о сокращении инвестиций в сланцевые проекты по всему миру, включая Турцию, Украину и Аргентину, на 30%, тогда как ExxonMobil ушла из Польши и Венгрии и заморозила проекты в Германии.

Впрочем, как полагают аналитики, стоит ценам на нефть восстановиться, и процесс развития сланцевой отрасли по всему миру активизируется. За пределами США, в странах, где инфраструктура пока не так развита, рентабельность добычи пострадала особенно сильно, учитывая, что стоимость бурения одной скважины в Польше и Китае может достигать $25 млн против $5 млн в Штатах.

Кроме того, многие эксперты делают ставку не на гигантов отрасли, а на небольшие добывающие компании - ведь именно они стояли у истоков "сланцевой революции" в США. После ухода крупных международных игроков из стран Восточной Европы, местные фирмы продолжают бурение.

По оценке Минэнерго США, в Штатах располагается не более 10% общемировых запасов сланцевых углеводородов. Только в Европе (включая Россию) и Китае запасы превышают американские в три раза. При этом, как отметил аналитики ведомства Фаузи Алулу, в отдельных регионах Аргентины и Алжира с геологической точки зрения добыча не менее перспективна, чем в Северной Америке.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ