Предложение Мининфраструктуры ввести тарифы на доступ стивидоров к причалам АМПУ вызвало неоднозначную реакцию участников рынка

Предложение Министерства инфраструктуры Украины об утверждении тарифов, исчисляемых в долларах США, на услуги по обеспечению доступа портового оператора к причалу, находящемуся в хозяйственном ведении Администрации морских портов Украины (АМПУ), вызвало неоднозначную реакцию среди стивидоров.
Так, в пресс-службе группы компаний "ТИС" агентству "Интерфакс-Украина" сообщили, что в 2013 году все государственные причалы страны были переданы в распоряжение АМПУ, предоставляющему доступ к ним для стивидоров на платной основе. Часть причалов АМПУ передало стивидорам в пользование на основании долгосрочных договоров аренды или иных договоров, предусматривающих постоянное и долговременное пользование.
"Иногда причалы АМПУ требуются иным стивидорам для выполнения разовых грузовых работ, и заключать долгосрочный договор аренды им нецелесообразно. Таким стивидорам приходится каждый раз согласовывать с АМПУ цену доступа к тому или иному причалу на разовой "договорной" основе", - отмечают в "ТИС".
По информации группы, во избежание злоупотреблений на местах Кабмин потребовал от Мининфраструктуры разработать единые тарифы на разовое предоставление причала стивидору, с которым не оформлены долгосрочные договоры аренды.
"В целом считаем правильной идею систематизации отношений АМПУ с указанной категорией стивидоров, а установление прозрачности в вопросе использования госимущества необходимым", - подчеркнули в "ТИС".
При этом в группе добавили, что данная инициатива Кабмина и разработанный на ее основе проект приказа Мининфраструктуры не затрагивают деятельность "ТИС", поскольку группа не относится к категории стивидоров, эпизодически выполняющих грузовые работы на причалах АМПУ на основании разовых разрешений.
Директор по торговле компании "Бунге Украина" Виталий Шрам в свою очередь отметил в комментарии агентству, что компания не поддерживает упомянутый проект приказа.
"Составляющие тарифов непонятны. Как они были определены? Необходимо, по крайне мере, увидеть методику, по которой они рассчитывались. По какому принципу порты разделены на группы? Почему тарифы определены в долларовом эквиваленте? В приказе речь идет о субъектах, работающих по украинскому законодательству, какое отношение к нему имеют доллары США? К проекту приказа есть масса вопросов", - сказал В.Шрам.
Председатель наблюдательного совета компании "Днепро-Бугский морской терминал" Николай Капацына со свой стороны раскритиковал документ.
"По сравнению с арендой или сервитутом "доступ" к причалу будет ровно в 10 раз дороже. Никакие обсуждения либо консультации с операторами в Николаевском порту не проводились", - сказал он.
Н.Капацына отмечает, что все операторы в Николаеве запрашивали аренду, однако Мининфраструктуры несколько раз отказывало в аренде компаниям, которые технологически привязаны к конкретным причалам и уже на протяжении пяти-девяти лет эффективно работают, увеличив грузооборот порта с 4 до 12 млн тонн.
"Возвращаясь к позиции николаевских операторов: проект приказа, возможно, не вызывал бы столько возмущения, если бы было реализовано право операторов на аренду. Это право закреплено законом "О морских портах" и применяется министерством избирательно и непрозрачно", - сказал он.