Депутаты предлагают снизить НДФЛ до 10%, установить единую ставку ЕСВ в 20%
Депутаты Верховной Рады предлагают снизить ставку налога на доходы физлиц (НДФЛ) с нынешних 15-20% до 10% и установить единую ставку единого социального взноса (ЕСВ) в размере 20%.
Такие нормы содержатся в проекте налоговой реформы, зарегистрированном в парламенте в понедельник 114 депутатами.
Депутаты предлагают установить 5%-ную ставку на дивиденды, которые выплачиваются плательщиками распределенной прибыли, и 20%-ную ставку на дивиденды, которые выплачиваются неплательщиками распределенной прибыли, на выигрыши, призы и подарки.
Депутаты также предлагают увеличить до 10 прожиточных минимумов, установленных для нетрудоспособных лиц (это максимальный размер назначенной пенсии) порога для налогообложения пенсий, расширить круг лиц первой степени родства при налогообложении наследства (предлагается добавить дедушку, бабушку, внуков, родных братьев и сестер).
Планируется разделить в пропорции 50/50 НДФЛ между местными бюджетами по месту проживания и по месту работы налогоплательщика.
Кроме того, предусматривается введение новой системы налогообложения доходов от деятельности (в том числе предпринимательской) по общей системе налогообложения: планируется из действующей общей системы вычленить еще две категории налогоплательщиков. В первую (мелкая единоличная деятельность) с уплатой НДФЛ по фиксированной ставке войдут такие виды деятельности: розничная торговля, предоставление бытовых услуг населению и традиционные народные промыслы. Объем годового дохода этой категории – до 250 размеров минимальных зарплат (в 2015-м - 304,5 тыс. грн). Предприниматели будут регистрироваться в заявочном порядке, подавая заявление в органы местного самоуправления, который затем будет сообщать данные в ГФС. Размер налога составит 10% минимальной заработной платы в месяц (в 2015-м - 121,8 грн в месяц. Налогоплательщику этой категории не нужно будет осуществлять госрегистрацию предпринимателя, вести учет доходов и затрат, можно будет самостоятельно определять базу начисления ЕСВ.
Во вторую категорию планируется включить предпринимателей и физлиц, которые ведут независимую профессиональную деятельность, количество работников – не ограничено, объем годового дохода – до 4 тыс. минимальных зарплат (в 2015-м – 4,872 млн грн). Объект налогообложения – доход (разница между доходами и расходами), ставка налога – 10%. Налогоплательщики могут не использовать кассовые аппараты при доходах до 1 млн грн и самостоятельно определять базу начисления ЕСВ.
В третью категорию налогоплательщиков входят предприниматели с годовым доходом более 4 тыс. размеров минимальной зарплаты. Они являются плательщиками НДС на общих основаниях. Налогом по ставке 10% облагается прибыль. Налогоплательщик осуществляет полноценный учет доходов и затрат на основании документов, самостоятельно может определять базу начисления ЕСВ. Для такого налогоплательщика отменяется налоговая социальная льгота, но усовершенствуется система налоговых скидок: сохраняются действующие налоговые скидки (на обучение, страхование, на погашение процентов по ипотеке, на благотворительные взносы и пр.); скидка предоставляется одному из членов семьи при условии, что доход на члена семьи в месячном расчете не превышает двух размеров минимальной зарплаты (за 2015-й – 2,436 грн). При этом суммы налоговой социальной скидки согласовываются в налоговой, а размер скидки определяется в виде снижения ежемесячного дохода налогоплательщика на размер одной минимальной зарплаты (в 2015-м – 1,218 тыс. грн) на каждого члена семьи.
Законопроект также отменяет максимальную величину базы начисления ЕСВ, отменяет ЕСВ, который удерживается из зарплаты работников-физлиц - 2%, 2,6%, 2,85%, 3,6% и 6,1%. Законопроект также устанавливает для всех самозанятых лиц единую базу начисления ЕСВ – сумму, которую плательщики определяют для себя самостоятельно (но не ниже минимального страхового взноса).
Авторы законопроекта также предлагают временно зачислять ЕСВ с дохода свыше 17 минимальных зарплат на персонифицированный счет физлица в Ощадбанке с выплатой при наступлении пенсионного возраста - до полноценного внедрения системы накопительного пенсионного страхования.
Как сообщалось, Национальный совет реформ при президенте еще весной 2015 года создал целевую группу "Налоговая реформа" во главе с министром финансов Натальей Яресько. Предполагалось, что реформа будет проголосована в начале осени, что позволит запустить ее с начала 2016 года и построить на ней новый бюджет.
Однако подготовить единый согласованный документ не удалось. В результате на Нацсовете реформ при президенте в начале сентября были представлены несколько вариантов концепции и принято решение создать рабочую группу по доработке концепции налоговой реформы, в которую должны войти представители Минфина, профильного парламентского комитета, Минсоцполитики, Минэкономразвития, фракций коалиции ВР и внефракционные депутаты, эксперты и представители гражданского общества.
Согласно данным агентства "Интерфакс-Украина", правительство намерено настаивать на принятии за основу менее радикальной концепции Минфина и одновременно ведет сложные переговоры с МВФ, который опасается разбалансировки бюджета в случае принятия реформы в таком виде.
Министерство финансов Украины с 12 октября запустил концепцию налоговой реформы на новый круг обсуждения, отметив, что этот Всеукраинский проект "Национальный диалог: обсуждение концепции налоговой реформы" осуществляется по инициативе премьер-министра Арсения Яценюка.
Минфин прогнозирует определение окончательной модели налоговой реформы в ноябре 2015 года.