ПриватБанк за 2,5 месяца до национализации увеличил кредитный риск на 29,7 млрд грн

Кредитный риск ПриватБанка за период с 30 сентября по 19 декабря 2016 года, когда была осуществлена его национализация, при расчете консервативного его значения вырос со 192,63 млрд грн до 222,28 млрд грн, или на 29,65 млрд грн, такие предварительные оценки содержатся в материалах Ernst&Young (EY) по анализу потребности банка в капитале, с которыми ознакомилось агентство "Интерфакс-Украина".
Согласно им, первоначально по состоянию на 30 сентября банк подал в НБУ предварительный расчет кредитного риска по новым нормам в рамках постановления №351 от 30 июня 2016 года, предварительно оценив его в 169,2 млрд грн.
Однако по результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности банка, проведенного EY в октябре-ноябре 2016 года, оценка кредитного риска по состоянию на 30 сентября уже была увеличена на 23,4 млрд грн – до 192,63 млрд грн.
Среди факторов увеличения кредитного риска на 29,65 млрд грн EY назвало проведение банком в канун национализации, 16 декабря, ряда операций, которые привели к замене задолженности от LDC Suisse, Cargill Financial Services Int, JP Morgan и Commerzbank в задолженность Claresholm Marketing Ltd (Британские Виргинские о-ва).
"Кредитный риск по задолженности до замены отсутствовал, кредитный риск после замены определен EY и банком на уровне 100%", – указано в материалах, согласно которым кредитный риск из-за этих операций вырос на 11,93 млрд грн.
По мнению аудитора, эта транзакция имеет ряд подозрительных признаков и должна быть проанализирована в рамках форензик аудита
Другим важным фактором стал негативный эффект в 8 млрд грн от трансформации кредитного портфеля на 127 млрд грн, проводившегося бывшим руководством банка в октябре-ноябре 2016 года, в результате которого кредитный риск по всему портфелю был признан в 100% от задолженности, тогда как по отдельным старым контрагентам он были ниже 100%.
EY добавляет, что в феврале 2017 года обслуживание лизингового портфеля (АЗС и нефтебаз) ухудшилось: проценты были уплачены в полном объеме только половиной заемщиков.
"Ввиду непрозрачности экономической деятельности заемщиков, ухудшения платежной дисциплины и принадлежности заемщиков к группе контрагентов, связанных с бывшими собственниками банка, для целей расчета потребности в капитализации кредитный риск по портфелю был рассчитан, исходя из PD (вероятности дефолта – ИФ) 100%", – делает вывод аудитор.
Рост кредитного риска еще на 4,72 млрд грн был связан с дополнительным резервом по кредитам кипрского филиала, в том числе из-за расширения выборки, корректировки класса заемщиков с учетом непрозрачности финансовой и хозяйственной деятельности, неучтения залога движимого имущества, которое не зарегистрировано и не отягощено надлежащим образом в Украине, из-за сомнения руководства банка о возможности взыскать такой залог.
Как сообщалось, 18 декабря 2016 года правительство по предложению Национального банка Украины (НБУ) и акционеров ПриватБанка, крупнейшими их которых на тот момент были Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов, приняло решение о национализации этого крупнейшего на украинском рынке финучреждения. Государство получило 100% в его капитале, а ПриватБанк был докапитализирован на сумму 116,8 млрд грн. Обязательства конечных бенефициарных владельцев банка были изложены в письме от 16 декабря 2016 года, однако его текст не обнародовался.
Глава Нацбанка Валерия Гонтарева 10 апреля 2017 года заявила, что пост-аудит ПриватБанка после его национализации выявил дополнительные проблемы: не 97%, а почти 100% корпоративного кредитного портфеля было выдано связанным лицам, а затем сообщила, что финучреждению по итогам пост-аудита потребуется докапитализация еще, минимум, на 30 млрд грн.
EY работает с отчетностью ПриватБанка с осени 2016 года и выступил аудитором финансовой отчетности и деятельности банка за 2016 год, тогда как ранее аудит финучреждения проводил PwC. В то же время в обнародованном 21 июня на сайте креативного продюсера департамента журналистских расследований телеканала "1+1", редактора телепрограммы "Гроші" Александра Дубинского, отчете EY отказался от высказывания мнения о финансовых результатах и денежных потоках банка. Аудитор пояснил это невозможностью установить в какой период произошло обесценивание кредитов на 154,5 млрд грн.
EY добавил, что не смог также получить приемлемые аудиторские доказательства в достаточном объеме о раскрытии информации об операциях со связанными сторонами за период с 1 января по 19 декабря 2016 года.
В обнародованном отчете указано, что на 31 декабря 2016 года банк признал залоговое имущество, перешедшее в его собственность: в сумме 21,36 млрд грн – в составе имущества, перешедшего в собственность банка как залогодержателя, 1,1 млрд грн – в составе инвестиционной недвижимости, и 0,27 млрд грн – в составе помещений, усовершенствования арендованного имущества, оборудования и нематериальных активов.
"Мы не смогли получить приемлемые аудиторские доказательства в достаточном объеме о справедливой стоимости залогового имущества, перешедшего в собственность банка", – отмечено в документе.
Источники агентства по состоянию на середину июня оценивали потребность банка в дополнительной докапитализации в сумме около 38,5 млрд грн.
Claresholm Marketing Ltd в 2006-2008 годах было в числе акционеров Жидачевского целлюлозно-бумажного комбината и Измаильского целлюлозно-картонного комбината, миноритарные акционеры которых приписывали контроль над предприятиями группе "Приват".
Государственная налоговая служба в 2012 году также связывала Claresholm Marketing Ltd с группой "Приват".
Согласно данным с госреестре судебных решений, Claresholm Marketing Ltd заключала контракты со связанными с экс-акционерами ПриватБанка компаниями "Укрнафта" и "Днипроазот". Помимо того, Генеральная прокуратура в середине марта 2017 года открыла уголовное производство по факту злоупотребления служебным положением бывшими должностными лицами ПриватБанка при заключении сделок с Claresholm Marketing LTD. В судебных материалах говорится, что Нацбанк признал эту компанию связанной с банком 13 декабря 2016 года, таким образом, запретив проведение активных операций с ней.