НБУ обнародовал для общественного обсуждения концепцию нового регулирования, регистрации и лицензирования банков

Национальный банк Украины (НБУ) в рамках планируемого комплексного пересмотра "Положения о порядке регистрации и лицензирования банков, открытия обособленных подразделений" (№306) от 8 сентября 2011 года, разработал концепцию нового регулирования, регистрации и лицензирования банков.
Текст документа для общественного обсуждения обнародован на веб-сайте центробанка.
Согласно документу, пересмотр правового регулирования регистрации и лицензирования банков будет осуществляться по двум направлениям: структурная перестройка положения по процессно-ориентированному принципу, пересмотр сути подходов к регулированию процессов лицензирования банковской деятельности.
Процессно-ориентированный принцип означает, что такие самостоятельные процессы, как согласование приобретения существенного участия, согласование руководителей банков и прочие должны быть вынесены в отдельные разделы и комплексно ими урегулированы.
Таким образом НБУ намерен минимизировать количество перекрестных ссылок в пределах документа, хотя отмечает, что полностью уйти от них невозможно - они необходимы во избежание дублирования материала.
По данным центробанка, новое положение условно можно будет разделить на две части - общая и специальная.
В общей части (первые три раздела) будут определены общие положения относительно всех процессов, предусмотренных документом. В отдельных разделах будет урегулирован вопрос оценки деловой репутации и финансового положения.
Специальная часть (следующие разделы) будет посвящена регулированию отдельных процессов. При этом в структуре документа будет использован принцип "отдельный процесс - отдельный раздел". Перекрестные ссылки будут использованы при необходимости - во избежание дублирования.
Пересмотр подходов к регулированию большинства процессов будет предусматривать максимально возможный переход от формалистического (box-ticking) принципа при лицензировании до сущностного и риск-ориентированного (riskoriented approach).
"Эти изменения должны стать одним из элементов перехода Нацбанка к комплексному риск-ориентированному надзору за банками и внедрению системы Supervisory Review and Evaluation Process (SREP)", - отмечается в документе.
Согласно НБУ, комплексный надзор за банковским учреждением должен осуществляться на основании анализа четырех ключевых составляющих деятельности банка: бизнес-модели, корпоративного управления и риск-менеджмента, риска капитала, риска ликвидности и фондирования. При этом интенсивность надзора за банковским учреждением, в том числе, выездного надзора в форме инспекционных проверок, должна зависеть от величины банка (его значение для системы) и рисков учреждения по указанным критериям.
"С точки зрения лицензирования это означает перестройка критериев оценки деловой репутации и профессиональной пригодности руководителей, репутация и финансовое положение владельцев банков, его бенефициаров и акционеров, способность банка осуществлять экспансию на рынке, исходя из бизнес-модели и профиля его деятельности, риски в деятельности конкретного учреждения, друге факторы, влияющие на банк и обусловливающие его специфику, а неформальные подходы", - отмечается в документе.
Новым важным элементом цикла лицензирования должен стать постоянный контроль за соблюдением лицензионных требований, которые также станут элементом нового положения.
"Соответствующие нормы будут базироваться на требованиях закона "О банках", согласно которому руководители банка и лица, имеющие существенное участие в банке, обязаны в течение всего времени, на протяжении которого они сохраняют свой статус или имеют существенное участие в банке, соответствовать требованиям, установленным законом "О банках", - подчеркивает НБУ.
По данным центробанка, в новом положении будут более четко определены и повышены квалификационные требования (suitability assessment criteria) к руководителям банков, поскольку действующей редакцией закона "О банках" установлены довольно формальные требования. Под квалификационными требованиями следует понимать деловую репутацию, которая должна быть безупречной (reputation criteria), и профессиональную пригодность.
Регулятор также намерен уделить больше внимания роли независимых директоров в советах банков.
Новшеством для банковского законодательства станет понятие "оценка коллективной пригодности"(collective suitability assessment) органов управления банка.
В новом положении также планируется дальнейшая имплементация обновленных требований Директивы 2013/36/ЕС о доступе к деятельности кредитных организаций и пруденциальном надзоре в отношении кредитных организаций и инвестиционных фирм, а также руководящих наставлений относительно пруденциальной оценки приобретения и увеличения существенного участия в финансовом секторе; оценки заявок на получение лицензий в целом, на получение лицензий FinTech кредитными учреждениями.