Нардепы предлагают создать центральный орган исполнительной власти в отрасли ж/д транспорта

Центральный орган исполнительной власти может появиться в сфере работы железнодорожного транспорта.
Соответствующий законопроект "О железнодорожном транспорте", предполагающий такие цели, зарегистрировали порядка 20 народных депутатов в Верховной Раде Украины 17 ноября 2017 года под №7316.
Согласно пояснительной записке к документу, устаревшие методы регулирования железнодорожной отрасли не соответствуют современным условиям и сдерживают развитие конкуренции на рынке железнодорожных перевозок.
"Действующей редакцией закона в отношении отдельных субъектов хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования не установлены нормы, которые бы определяли особенности их работы, а также системы взаимоотношений с другими субъектами хозяйственной деятельности и пользователями услуг железнодорожного транспорта. Одной из задач проекта акта является устранение подобных недостатков в правовом регулировании", - отмечено в ней.
К проблемам, на решение которых направлен проект закона, авторы также относят: низкий уровень конкуренции на рынке железнодорожных перевозок; прогрессирующее старение и значительную степень износа основных фондов; отсутствие государственной поддержки инновационного развития отрасли; наличие перекрестного субсидирования убыточных пассажирских перевозок за счет грузовых.
Реализация проекта акта, по мнению авторов, будет способствовать повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта на внутреннем и международном рынках транспортных услуг, создаст дополнительные возможности привлечения инвестиционных ресурсов для технико-технологической модернизации отрасли, позволит обеспечить реализацию соответствующих положений соглашения об ассоциации и интеграции железнодорожного транспорта Украины в единую железнодорожную систему Европейского Сообщества.
Согласно самому документу, к полномочиям ЦОИВ в ж/д отрасли, в частности, относятся:
формирование госполитики в сфере железнодорожного транспорта, безопасности на железнодорожном транспорте; определение приоритетных направлений развития;
утверждение правил перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, правил перевозки грузов железнодорожным транспортом; утверждение порядков ведения реестров перевозчиков, операторов железнодорожного подвижного состава, подъездных путей; заключение договора о предоставлении общественно важных услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом; утверждение методики формирования тарифов на услуги по доступу к инфраструктуре; утверждение инвестиционных программ.
По мнению экс-заместителя министра инфраструктуры Украины Александра Кавы, такое предложение о создании ЦОИВ на ж/д является логичным и верным после создания ПАО "Укрзализныця", так как государственные функции от Государственной администрации железнодорожного транспорта никому переданы не были.
"Государственная администрация ж/д транспорта совмещала в себе хозяйственные функции и государственные функции, первые перешли к ПАО, вторые – повисли в воздухе", - сказал он в комментарии агентству "Интерфакс-Украина".
А.Кава также уточнил, что идею создания такого ЦОИВ не стоит путать с обнародованной ранее идеей о создании Нацкомиссии регулирования в сфере транспорта (НКРТ), поскольку эти два органа имеют разные полномочия и задачи.
На вопрос о том, почему в новом законопроекте нет норм об открытом рынке тяги, перевозок, эксперт отвечает, что открытие рынка является довольно спорным вопросом и явно не в интересах страны, а лишь на руку отдельным олигархам.
В плане звучавших ранее идей монетизации льгот на железнодорожном транспорте, А.Кава подчеркнул, что такой ход, если бы он и был закреплен в новом законопроекте, ни к чему бы не привел.
"Говорить нужно не о монетизации льгот, а о введении государственных дотаций за перевозку пассажиров. Например, тариф на поездку в пригородном сообщении покрывает всего лишь 8-15% расходов на перевозку пассажиров. Даже если не будет льготников или УЗ получит компенсацию за перевозку льготников, то ситуация не исправится. Везде в ЕС за перевозку пассажиров ж/д получают дотации из бюджета. Суммарный размер дотаций железным дорогам в ЕС из бюджетов достигает EUR75 млрд в год. В тоже время УЗ никаких дотаций от государства никогда не получала и не получает", - резюмировал эксперт.