Интерфакс-Украина
12:45 19.01.2022

ЕБА просит власть отменить наценку на "социальные" продукты питания или отложить ее применение до марта

4 мин читать
ЕБА просит власть отменить наценку на "социальные" продукты питания или отложить ее применение до марта

Европейская бизнес-ассоциации (ЕБА) просит правительство и профильные министерства отменить 10%-е ограничение наценки на ряд социально значимых продуктов питания, либо перенести ее действие, минимум, до 1 марта из-за негативного влияния ограничений на работу розничной торговли, также бизнес-сообщество просит разъяснить представителям ритейла порядок применения данной наценки.

Текстом соответствующего открытого письма к премьер-министру Украины Денису Шмыгалю, министру экономики Юлии Свириденко и министру аграрной политики и продовольствия Роману Лещенко располагает агентство "Интерфакс-Украина".

Организация напомнила, что постановлением Кабинета министров №1 от 12 января 2022 года до конца карантина ограничивается максимальная торговая надбавка на следующие виды пищевых продуктов: хлеб ржано-пшеничный, батон, крупу гречневую, сахар-песок, муку пшеничную высшего сорта, макаронные изделия отечественного производства, молоко пастеризованное жирностью 2,5% (в пленке), масло подсолнечное, яйца куриные категория С1, птицу (тушку куриную), масло сливочное жирностью 72,5%.

Согласно документу, эксперты ЕБА обеспокоены ведением дополнительного госрегулирования цен на продукты, поскольку реализация постановления №1 непосредственно повлияет на отрасль розничной торговли и потребует ее адаптации к изменившимся условиям работы, внесение изменений в договоры с поставщиками, а также перенастройки работы предприятий-производителей для бесперебойного обеспечения населения социально значимыми товарами.

ЕБА подчеркнула, что постановление Кабмина не предусматривает переходного периода для подготовки бизнеса к работе по новым правилам. Помимо того, содержание документа перед его принятием не предлагалось для обсуждения с общественностью и профильными ассоциациями.

По данным экспертов ассоциации, к началу кризиса в розничной торговле привело постановление Кабмина №1432 от 30 декабря 2021 года об ограничении на уровне 10% наценки на хлеб пшенично-ржаной и батон, а расширение перечня товаров с ограниченной наценкой еще на девять видов продуктов питания, может привести к исчезновению их с полок магазинов до стабилизации ценообразования.

Согласно открытому письму, представителям бизнеса требуется дополнительное разъяснение содержащегося в постановлении №1 определения "оптово-отпускной цены на товар" и конкретизация перечня товаров, подпадающих под данное регулирование. В частности, члены ЕБА предлагают исключить сахар-песок из перечня товаров с отграниченной наценкой, поскольку в продуктовой корзине украинцев доля сахара сократилась за 2007-2019 годы в 2,5 раза – до 1,7% в 2019 году, благодаря чему он перестал быть товаром с существенной социальной значимостью.

По данным представителей бизнес-сообщества, действующий перечень "социальных" продуктов также нужно конкретизировать и, по возможности, сократить, поскольку постановление содержит товары высшего ценового сегмента, не относящиеся к социально значимым.

"По информации компаний-членов ассоциации, рост цен на социально значимые продукты питания обусловлен не повышением уровня торговых надбавок, а ростом отпускных цен на такие товары со стороны производителей, которые, в свою очередь, вынуждены повышать цены в связи с ростом цен на энергоносители (газ), сырье, а также другими факторами, составляющими себестоимость продукции", - указано в открытом письме.

Помимо того, ограничение наценки на данные товары не учитывает рост операционных расходов субъектов розничной торговли, вызванный в том числе ростом цен на коммунальные услуги, что может сделать торговлю ими экономически убыточной.

ЕБА отметила, что восстановление государственного регулирования цен путем введения предельных уровней розничных наценок не соотносится с общим курсом Украины на дерегулирование и уменьшение чрезмерного вмешательства государства в рыночные отношения.

"Учитывая критичность ситуации для хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю пищевыми продуктами, обращаемся с просьбой рассмотреть возможность отмены постановления №1, а также провести совещание с представителями розничного рынка пищевых продуктов для обсуждения эффективности внедрения такого регулирования и механизма его реализации", - просит ЕБА в сообщении.

Ассоциация также запрашивает разъяснение представителей правительства и профильных министерств о том, как правильно рассчитывать уровень торговой надбавки в размере 10% оптово-отпускной цены на товар и определении оптово-отпускной цены.

"Верна ли такая формула расчета цены продажи продукции без превышения уровня торговой надбавки в размере 10% оптово-отпускной цены на товар: из цены закупки продукции у поставщика вычитается доля всех услуг (маркетинговых, логистических и других, как указано в пункте 414 постановления №1236), которые такое предприятие (торговая сеть) предоставляет поставщику продукции и получает оплату от поставщика такой продукции, и прибавляется 10% (максимально разрешенный уровень торговой надбавки)?", - ставятся вопросы в открытом письме ЕБА.

Кроме того, организация просит представителей властей уточнить, распространяется ли 10%-я наценка на товары из перечня "социальных" продуктов питания собственного производства.

"В случае невозможности отмены постановления №1 просим отсрочить введение его в действие не ранее 1 марта 2022 года, но не ранее момента проведения совещания с представителями розничного рынка пищевых продуктов и предоставления четких разъяснений относительно порядка его реализации", - указано в открытом письме бизнес-ассоциации.

Как сообщалось, Кабмин 12 января расширил девятью видами товаров список продуктов питания, максимальная наценка на которые ограничивается 10% при розничной торговле.

До этого правительство постановлением №1432 от 30 декабря 2021 года запретило устанавливать наценку на хлеб пшенично- ржаной и батон свыше 10%.

Максимальная розничная наценка на "социальные" продукты устанавливается на уровне не более 10% их оптово-отпускной цены с учетом рекламных, маркетинговых, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке и другим услугам, связанным с реализацией конечному потребителю.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ПОСЛЕДНЕЕ

Минсельхоз США снизил для Украины прогноз в 2025/26 МГ производства пшеницы на 4,35%

"Нибулон" начал предоставлять аграриям услуги уборки урожая, уже обработал 5 тыс. га в Одесской области

MIGA предоставило EUR185 млн гарантий BNP Paribas и ING Bank для увеличения операций их дочерних банков в Украине

Дефицит бюджета Украины с расходами на оборону 5% ВВП составлял бы 0,2%, это хорошая стартовая позиция после войны - Марченко

ЕИБ может вложить EUR15 млн в Ukraine Phoenix Tech Fund

Поддержка предпринимательской инициативы ветеранов должна строиться на государственно-частном партнерстве - глава НБУ

Общий объем выделенного ЕБРР финансирования для Украины достиг EUR7,6 млрд

ЕБРР выделил "Новой поште" кредит до EUR50 млн

Проект BGV Graphite дает начало признанию Европой потенциала Украины по критическому сырью - топ-менеджер BGV Group на URC-2025

ЕБРР предоставляет VARUS заем в размере $25 млн на устойчивое энергоэффективное зеленое расширение

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА