Пятая часть сигарет на украинском табачном рынке нелегальная - гендиректор "JTI Украина"
Доля нелегальных сигарет на рынке Украины к ноябрю 2021 года выросла на 2,3 п. п. по сравнению с показателями августа – до 20,4% с 17,1%, тем самым обновив максимальные за десятилетие показатели, при этом подавляющее большинство нелегального рынка составил произведенный в Украине контрафакт и продукция для Duty Free.
О росте нелегального рынка сигарет рассказал генеральный директор табачной компании "JTI Украина" Пол Холловей агентству "Интерфакс-Украина" в четверг, ссылаясь на доступные ему данные исследования института "Kantar Украина".
"Мы очень озабочены этими показателями. Доля контрафакта и нелегального Duty Free за последний год возросла в разы. Причем эта продукция производится на территории Украины. Нелегальный рынок отобрал пятую часть всего табачного рынка Украины, нанося убытки как легальным законопослушным производителям, так и бюджету страны. Бюджет Украины не получил 15,5 млрд грн налогов, которые сейчас, во время обострения внешнеполитической обстановки, пришлись бы очень кстати", - констатировал гендиректор табачной компании.
Он напомнил предыдущие итоги исследования "Kantar Украина", согласно которым доля нелегальных сигарет в Украине в за последние пять лет увеличилась с 1% в 2016 году до 12,8% в феврале 2021 года, 15,0% - в мае и 18,1% в августе, достигнув рекордных за десятилетие 20,4% в ноябре прошлого года. Помимо того, в конце 2019 года этот показатель составлял 6,6%, а в августе 2020 года – 6,9%, из чего следует, что распространенность контрафактных сигарет наиболее интенсивно росла в 2021 году – на 7,6 п. п.
"Мы еще три года назад предупреждали о том, что нелегальный рынок сигарет будет расти, когда заметили тенденцию роста. Сейчас мы понимаем, что он будет расти и дальше, так как согласно исследованию "Kantar Украина", разница в цене между легальными и нелегальными сигаретами увеличивается с каждым годом. И эта разница будет увеличиваться и дальше, так как акцизы на сигареты ежегодно растут на 20%, а значит, растут и цены на продукцию легальных производителей", - пояснил Холловей.
Он уточнил, что легальный табачный бизнес делает все возможное в рамках своей компетенции чтобы изменить сложившуюся ситуацию, в том числе проводит информационные кампании о вреде нелегального оборота табачных изделий для бизнеса, общества и страны в целом.
Холловей рассказал, что легальный табачный бизнес сотрудничает с правоохранительными органами, делится с ними данными исследований рынка сигарет и объясняет последствия роста на нем доли нелегальных табачных изделий. Помимо того, создан специальный сайт с информацией о нелегальном рынке сигарет и интерактивная карта, на которой каждый желающий может отметить точки продажи нелегальной продукции. По его словам, это все, что бизнес может сделать для минимизации нелегальной торговли, тогда как для действенной борьбы с нелегальным рынком сигарет нужны объединенные усилия бизнеса, общества и власти.
Холловей уточнил, что видит политическую волю для борьбы с нелегальным рынком сигарет, но пока не производятся эффективные, действенные и конкретные шаги по борьбы с ним.
"На протяжении нескольких лет существовала государственная стратегия по борьбе с нелегальным рынком табачных изделий, но она, к сожалению, так и осталась декларацией намерений. В прошлом году депутаты зарегистрировали законопроект о криминальной ответственности за контрабанду табачных изделий в крупных размерах, но он пока так и остался законопроектом. В конце года Национальная полиция провела серию рейдов по закрытию точек продаж нелегальных сигарет, но они открывались на том же месте спустя неделю", - рассказал гендиректор JTI Украина.
"JTI Украина" – один из крупнейших производителей табачной продукции в Украине, входит в состав группы компаний Japan Tabacco Inc. (JTI). В Украине JTI представлена двумя компаниями: АО "Джей Ти Интернешнл Компани Украина" (торговый дом, Киев) и ЧАО "Джей Ти Интернешнл Украина" (фабрика, Кременчуг).
Наиболее известными брендами "Джей Ти Интернешнл Украина" являются Sobranie, Winston, Camel, Glamour и LD.
Ее продукция реализуется в Украине и экспортируется в 22 страны.