Все новые торговые объекты в Украине должны быть построены как замкнутые экосистемы – мнение
Все новые торговые объекты в Украине должны быть построены как замкнутые экосистемы, которые могут удовлетворить все базовые потребности потребителя, считает операционный директор сети торговых центров «Эпицентр» Максим Шеремет.
Эксперт в колонке «Интерфакс-Украина» отметил, что за год существенно изменились не только потребительские привычки, но и настроения и ожидания украинцев от торговой недвижимости.
«С начала полномасштабной войны в торговле наблюдается интересный парадокс: несмотря на всеобщее напряжение и агрессию, в повседневном общении украинцы стали более терпимыми. Посетители сменили приоритеты и ценности, стали более сосредоточенными и перестали требовать избыточного внимания», – отметил Шеремет.
По его словам, максимальную лояльность ритейл испытывал в марте-мае 2022 года, когда потребитель, понимая насколько тяжело бизнесу работать в подобных условиях, был благодарен торговым заведениям, которые продолжали работу. Даже масштабные восстановительные перестройки внутри торговых центров, обычно воспринимаемые покупателями с недовольством, не вызывают того количества нареканий, как в довоенные времена.
По сравнению с 2021 сейчас клиенты подходят более спокойно и продуманно и к выбору товаров, по потребительской корзине ощутимо уменьшение количества импульсивных покупок.
«Сейчас клиентов торговых сетей можно условно поделить на три категории: первые покупают, чтобы снять стресс, другим нужно починить, закончить ранее начатые работы или восстановить поврежденное во время войны, а третьи приходят в магазины и торговые центры, чтобы получить эмоцию. В процессе выбора товаров и живого общения в торговом центре они могут хоть на время забыть о тяжелых реалиях нашего времени», - говорит Шеремет.
Он подчеркнул, ощутим острый запрос на положительные эмоции. «Даже простые акции, розыгрыши, небольшие подарки воспринимаются тепло и радостно. В торговые центры снова стали ходить семьями вместе с детьми. При этом ритейлеры, фактически ставшие пунктами несокрушимости во время продолжительных отключений электроэнергии, получили большую лояльность от потребителей. Впрочем, не стоит находиться в плену иллюзий. Мы понимаем, что накопленный в людях стресс никуда не денется. И в условиях затяжной войны и тяжелых новостей уровень агрессии в обществе может подскочить в любой момент», – говорит Шеремет.
Эксперт считает, что с предотвращением негативных последствий накопления общего стресса в обществе должны системно работать все сферы бизнеса, тесно связанные с взаимодействием с людьми.
«Психологические тренинги и обучение персонала – отличное решение, но не единственное. К примеру, мы активно привлекаем работников с востока и оккупированных территорий в работу наших торговых центров в других областях. Почему это важно? Потому что в разных регионах Украины война ощутима по-разному. А работать со сложными клиентами гораздо проще тем, кто понимает их боль», – говорит Шеремет.
В целом, все эти факторы заставляют ритейлеров планировать свою дальнейшую работу, опираясь на совсем другие критерии, главный из которых - безопасность покупателей.
«Сегодня все новые торговые объекты должны закрывать базовые потребности человека. Обязательным требованием становится наличие укрытия. Поэтому в каждом новом объекте мы проектируем подземный паркинг, который решает сразу несколько задач: служит укрытием, парковкой и зоной безопасной погрузки товара», - сообщил Шеремет.
Из-за длительных отключений электроэнергии у людей повысилась потребность в готовой пище. В кафе и на фудкортах «Эпицентр» в этот период дневная выручка достигала существенного уровня. Реагируя на новые запросы, компания значительно расширила зоны готовой пищи и фудкортов.
Очень актуальной как для потребителя, так и для бизнеса стала тема энергонезависимости. Стоимость электроэнергии, полученной с генераторов, очень высока, поэтому установка солнечных панелей стала не модным трендом, а фактической необходимостью, которую «Эпицентр» уже внедряет на своих объектах.
«Мы понимаем, что украинский ритейл изменился навсегда. Теперь все новые торговые объекты должны быть построены как замкнутые экосистемы, способные удовлетворить все базовые потребности потребителя. При этом сам подход к работе с клиентами должен стать более персонализированным. У людей нет времени и вдохновения долго ходить и искать необходимый товар. Они хотят получить его быстро и безопасно. А главное – иметь надежного доверенного помощника в вопросе выборы необходимых товаров. И один из ключевых вызовов украинского ритейла – обеспечить такую возможность для своего клиента», – резюмирует Шеремет.
ООО "Эпицентр К" создано в 2003 году, открыло свой первый гипермаркет в Киеве в декабре того же года. Сегодня развивает крупнейшую в стране сеть торговых центров "Эпицентр", являющуюся лидером в сегменте розничной торговли товарами для дома и ремонта на рынке.
Входит в группу компаний "Эпицентр К", которая также развивает интернет-магазин с маркетплейсом Epicentrk.ua, сети гипермаркетов "Новая линия", спортивных товаров Intersport, 4F и The Athlete`s foot (TAF), а также агрокомпанию "Эпицентр Агро", заводы по производству керамической плитки и керамогранита Epicentr Ceramic Corporation и «Карпатская керамика», деревообрабатывающее предприятие ЦСИ «Осмолода».
До полномасштабного вторжения сеть «Эпицентр» объединяла более 80 торговых центров по всем регионам страны. В результате артиллерийских и ракетных обстрелов ряд ТЦ был существенно поврежден, а четыре торговых центра в Мариуполе, Херсоне, Чернигове и Буче полностью уничтожены.
В первые дни с момента полномасштабного вторжения РФ в Украину совладелица "Эпицентра" Галина Герега заявила, что развязанная Россией война является преступлением против Украины. Несмотря на существенные потери, компания активно помогает стране: выделила на помощь украинским военным сотни миллионов гривень и создала три гуманитарных штаба для обеспечения ВСУ, ТРО и населения (в столице, Западе и Центральной Украине).
По данным Единого госреестра юрлиц и физлиц-предпринимателей, участниками ООО "Эпицентр К" являются Александр Герега (51,3%), Галина Герега (47,97%) и Татьяна Суржик (0,73%).