Принятые Кабмином изменения в оборонные закупки не решили проблемы с включением прибыли предприятиями легпрома в контракты с государством – мнение
Принятые на заседании правительства 11 июля изменения в постановление об оборонных закупках (№1275) не урегулировали ситуацию с дискриминационным подходом Госаудитслужбы (ГАСУ) в части запрета включения украинскими предприятиями в цену контрактов с Минобороны, заключенных с момента введения военного положения, такого показателя как прибыль, считает владелец компании "Текстиль-Контакт" (ТК) Александр Соколовский.
"Накануне был согласован проект этих изменений, содержащий пункт, который позволил бы поставить точку в этом вопросе. Однако принятые изменения в окончательной редакции согласованной ранее нормы не содержат, потому что в процессе принятия изменений, к огромному сожалению, ее в последний момент исключили", - сообщил он агентству "Интерфакс-Украина".
Ранее глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев в Телеграм-канале написал, что проблема начисления прибыли предприятиями легпрома по госзаказу решена.
"Приветствую решение КМ (…) Помните, когда производителей пытались привлечь к ответственности за 5% прибыли, отраженной в акцентированной Минобороны смете? Любые бессмысленые претензии к легкой промышленности сняты. Справедливость восстановлена", - написал он в среду.
Текст принятого документа пока не обнародован.
В свою очередь Соколовский поясняет, что проблема с ГАСУ возникла именно из-за того, что постановление правительства №335, которым руководствовалась ГАСУ, предусматривало формирование цены на основании "калькуляции расходов", и в перечне этих расходов отсутствовало слово "прибыль".
"Изменения в постановление (об оборонных закупках) в редакции проекта могли стать дополнительным аргументом в пользу Минобороны и исполнителей госконтрактов для защиты позиции в суде. По сути, эти изменения четко выражали позицию правительства, что целью постановления №335 не являлся запрет на включение прибыли в цену контрактов. Но принятая редакция (если мы видели именно ее) ситуацию меняет только на будущее, но не за прошлые периоды", - поясняет он.
Владелец "ТК" высказал мнение, что изменения вообще были бы не нужны, если бы Госаудитслужба и суд согласились, что постановление Кабмина, определяющее норму прибыли при закрытых закупках (№363), является рабочим инструментом и для закупок, которые являются неконкурентными,
"Но мы сомневаемся, что норма постановления применима к нашим контрактам", - отметил Соколовский.
"Предполагаю, что этот самый важный и решающий проблему пункт убрали потому, что Минфин и Минюст (а это они не согласовали интересующие поставщиков Минобороны изменения) не захотели создавать прецеденты придания нормативно-правовому акту (НПА) обратной силы во времени", - считает он.
В то же время, отмечает он, в исключительных случаях это допустимо, когда сам НПА содержит указание на придание его некоторым положениям обратной силы.
"Тем более в данной ситуации, изменения в оборонные закупки не повлекли бы изменение юридических последствий ни для исполнителей госконтрактов, ни для МОУ за прошлые периоды (ведь все заочно и так согласны, что прибыль можно было включать) эти изменения просто были бы констатацией общего согласия", - резюмирует Соколовский.
Как сообщалось, ранее ГАСУ, проверив контракты Минобороны, заявила о нарушении на 2,5 млрд грн. Указывалось, что производители, которые сотрудничают с военным ведомством, не должны закладывать прибыль в контракты с государством.
Соколовский в Facebook написал, что такая ситуация выгодна прежде всего иностранным поставщикам и силовым структурам, которые, имея подтвержденный формальный повод, "с охотничьим азартом набросятся на 250 предприятий, которые осмелились в труднейший 2022 год переориентировать свои производства на пошив военной формы и снаряжения".
Министр обороны Украины Алексей Резников назвал абсурдными выводы ГАСУ и выразил уверенность в том, что решение будет найдено.
По его словам, в Минобороны убеждены, что украинский бизнес, обеспечивающий армию, имеет право на прибыль, поэтому они оспорили подход Госаудита в суде.
Однако бизнес высказал мнение, что пока будет принято судебное решение, их "выпотрошит" налоговая.