Украинские металлоломщики нашли новый путь реэкспорта металлолома через ЕС - СМИ
Предприятия по операциям с ломом черных металлов Украины продолжают наращивать вывоз стратегического для металлургов страны сырья, находя новые пути избегать уплаты высокой таможенной пошлины в EUR180/тонна, реэкспортируя металлолом через страны ЕС.
Согласно публикации бизнес-портала UAPROM.info, в первой половине 2023 года вывоз стратегического сырья увеличился в разы. При этом поставки де-юре осуществляются только в страны ЕС. Однако выгоду от этого европейские металлурги не получают, а госбюджет Украины терпит убытки на сотни миллионов гривень, ведь практически все маршруты экспорта украинского металлолома через европейские страны являются обходными путями для реэкспорта в Турцию или Индию через Болгарию и Польшу.
При этом констатируется, что изменилась географическая структура украинского экспорта металлолома. Если до широкомасштабной агрессии РФ экспортеры металлолома отгружали сырье главным образом в Турцию и Приднестровье, то сейчас это просто невозможно из-за блокирования морпортов и политических соображений. Поставки в пророссийский анклав опасны не столько с имиджевой точки зрения для металлоломов, сколько из-за этого они могут попасть "под прицел" украинских спецслужб.
Фактически осталось одно экспортное направление - страны ЕС, куда и было де-юре отгружено 100% украинского металлолома за I полугодие. При этом если сравнивать с аналогичным периодом 2022 года, экспорт украинского металлолома в ЕС подскочил в 21 раз. Если до начала войны поставки в ЕС исчислялись только сотнями тонн, сейчас это десятки тысяч. И основная причина такой тенденции состоит в том, что благодаря "слепоте" украинских таможенников экспортерам металлолома стало гораздо проще получать сертификат EUR.1, за счет которого вывозная пошлина сокращается со 180 евро/т до всего лишь 3 евро/т, констатирует издание.
И добавляется, что украинский металлолом практически не поступает на металлургические заводы ЕС, а реэкспортируется за пределы блока.
"Можно только по пальцам одной руки перечислить такие прямые поставки в 1 полугодии, которые, по предварительным оценкам Гостаможни, составили от 5% до 10% общего украинского экспорта металлолома. Например, Венгрия и Словакия, в которых есть метзаводы, за шесть месяцев получили около 1,5 тыс. тонн украинского сырья. Еще одна крупная поставка из дунайских портов состоялась в мае в адрес греческого предприятия объемом до 5 тыс. тонн. И на этом все!", - подчеркивает бизнес-портал.
И уточняет, что в других направлениях – Польша, Литва, Болгария – не конечные потребители сырья, а преимущественно трейдеры в морских портах. Примечательно, что в 1 полугодии практически 90% украинского экспорта металлолома (до 80 тыс. т) было направлено на склады польских торговцев. Какая-то доля от этого объема попала и на польские метзаводы, но, согласно таможенной статистике Польши, страна значительно увеличила экспорт металлолома в Турцию и Индию в контейнерах. Аналогичная ситуация с Литвой, где весь украинский металлолом "потребляет" морской порт города Клайпеда.
К концу полугодия экспортеры металлолома освоили новое экспортное направление – Болгария, которой по меньшей мере 2 года не нужен был украинский металлолом. В мае по этому маршруту пошла тестовая партия объемом 250 тонн, а уже в июне показатель подскочил в 10 раз, до 2,5 тыс. т.
"Таким образом, украинский экспорт металлолома в ЕС хоть и существенно вырос в объемах за последние полгода, но не принес выгоды для европейской металлургической отрасли, получившей "жалкие крохи". А госбюджет Украины, при этом, потерял от сокращения пошлины более 16 млн евро, или почти 600 млн грн, которые были бы крайне нелишними для воюющей страны. Остается надеяться, что эти средства будут когда-нибудь реинвестированы в украинскую металлоломную подотрасль, создание новых мощностей и рабочих мест или модернизацию существующих, а не осядут на оффшорных счетах условного металлоломного батальона "Монако", - резюмирует UAPROM.info.
Как сообщалось, согласно статистике Государственной таможенной службы (ГТС), украинские предприятия в январе-июне текущего года нарастили экспорт лома черных металлов в 3,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 92,048 тыс. тонн. При этом в марте-июне зафиксирован рост вывоза металлолома: если в январе было экспортировано около 8,28 тыс. тонн лома, феврале – 16,5 тыс. тонн, то в марте – 15,45 тыс. тонн, в апреле – около 16,19 тыс. тонн, мае – 21,003 тыс. тонн, июне – 14,6 тыс. тонн.
Экспорт металлолома в январе-июне-2023 осуществлялся в Польшу (87,08%), Грецию (6,34%) и Болгарию (4%).
Ранее президент "Укрметаллургпрома" Александр Каленков в своей колонке на сайте "Интерфакс-Украина" констатировал: металлолом вывозят через Евросоюз, где действует льготная экспортная пошлина в размере EUR3 за тонну, и уже оттуда сырье перенаправляется к реальным клиентам. Экспортировать сырье сразу к клиентам стоило бы EUR180 экспортных пошлин – и на этом украинский бюджет уже потерял 350 млн грн.
По его словам, такими экспортными схемами уже заинтересовались в Государственном бюро расследований.
Глава "Укрметаллургпрома" призвал временно запретить экспорт лома черных металлов для обеспечения метпредприятий стратегически важным сырьем в условиях продолжающейся войны.
"Если металлолом будет оставаться в стране - более 500 тыс. человек будут иметь работу, а у страны будут миллионы валютных поступлений от экспорта стали. В то же время выигрывают и военные, ведь металлурги много помогают бойцам, закупая для них технику и автомобили, и даже выпуская бронежилеты. От экспорта металлолома не выиграет никто. Поэтому сейчас власти должны действовать на опережение и временно запретить экспорт, пока ситуация не стабилизируется и не перестанет угрожать национальной экономической безопасности", - считает Каленков.
Он уточнил, что тонна металлолома, переработанная на сталь, дает в бюджет в 10 раз больше, чем экспортная пошлина в ЕС, – около $300 за тонну.