Отечественные производители мебели увеличили долю на внутреннем рынке - представитель отраслевой ассоциации

Объем внутреннего рынка мебели сократился примерно на треть с начала войны, при этом отечественные производители увеличили свою долю, есть тренд к росту спроса, сообщила агентству "Интерфакс-Украина" член правления Украинской ассоциации мебельщиков, руководитель кластерной платформы и выставки FUBE Оксана Донская.
"До начала полномасштабного вторжения России на территорию Украины объем внутреннего мебельного рынка специалистами оценивался в $1-1,2 млрд. По разным оценкам, внутренний рынок мебели в 2023 году оценивается на уровне $700-800 млн. Падение рынка на 20-35% совпадает с данными поставщиков сырья (ДСП, ППУ). При этом такие ритейлеры, как "Эпицентр", Jysk, MebelOK.com утверждают, что вышли на довоенный уровень в определенные месяцы или уже его превысили, по крайней мере, в гривневом эквиваленте", - сказала она.
Донская отметила, что украинские производители в 2022-2023 гг. имели возможность заменить своими товарами более дорогие импортные аналоги и получить большую долю рынка. Объем импорта мебели с уровня $582,3 млн в 2021 году сократился до $311,6 млн в 2022 году, за 11 месяцев 2023 года было импортирована продукция на сумму $315,4 млн.
Перераспределение рынка также произошло среди брендов и основных игроков. В то время как ИКЕА закрыла магазины в Украине, Jysk увеличил количество магазинов в Украине до 90 и увеличил выручку. Согласно опубликованной финансовой отчетности ООО "ЮСК Украина", в 2022 году рост выручки составил 35,5% в гривневом эквиваленте и 0,27% в валюте, с $127,9 до $128,3 млн. "Эпицентр" в конце 2023 года открыл в Киеве магазин нового формата – "Центр мебели Grand" с продукцией среднего и премиум-класса, сейчас в сети работает 40 мебельных центров, из-за полномасштабного вторжения компания потеряла 3 магазина, но за 2022-2023 построили 3 и в 1 провели полную реконструкцию.
По оценке соучредителя MebelOK.com Святослава Амелина, доля онлайн-продаж мебели составляет около 12-15%. По сравнению с довоенным 2021 годом объемы через интернет-площадки ниже на 10-20%, конкуренция выросла, как и стоимость привлечения клиентов при падении маржи.
"Наибольшее падение спроса ощущалось в категориях мебель для гостиной и уличная мебель. Покупатель сейчас предпочитает мебель с более дешевой ценой. Однако существенно возросло количество заказов от благотворительных организаций и фондов, которые занимаются вопросами ВПЛ", - сообщил Амелин.
Косвенно падение спроса на мебель в Украине подтверждает и интерес к поисковым запросам этой отрасли. Так, одинаковое по написанию кириллицей слово "диван" на украинском и русском языках в ноябрь 2021 года искали с условной отметкой 100 (наивысший показатель за период декабрь 2020 - ноябрь 2023). До начала полномасштабного вторжения средний интерес к этому слову в Украине был 54. Во время войны этот показатель в среднем составляет 35.
В ТОП-5 областей, где покупатели искали сайты для приобретения дивана, в декабре 2020-февраль 2022 года входили Сумская, Черниговская, Донецкая, Полтавская, Харьковская. После начала полномасштабного вторжения РФ и по ноябрь 2023 году в ТОП-5 областей по интересу к покупке дивана входят Кировоградская, Харьковская, Киевская, Черновицкая, Сумская.
Украинская ассоциация мебельщиков (УАМ) объединяет более 70% представителей мебельной индустрии.