Предложение о реструктуризации евробондов Украины, вероятно, будет содержать норму о частичном списании долга – аналитики
Анализ долговой устойчивости (DSA) Украины, осуществленный Международным валютным фондом (МВФ) в рамках третьего пересмотра программы расширенного финансирования EFF, предполагает частичное списание долга для достижения такой устойчивости, поэтому, вероятно, такое списание будет одним из пунктов ожидаемого в ближайшее время предложения Украины о реструктуризации еврооблигаций, считают опрошенные агентством "Интерфакс-Украина" аналитики.
"МВФ видит наш государственный долг устойчивым при коэффициенте долг/ВВП на уровне 82% в 2028 году. При этом МВФ прогнозирует, что без реструктуризации госдолг Украины вырастет до 91,2% ВВП в 2028, – а, значит, для достижения устойчивости Украине стоит уменьшить этот долг на 9,2% от ВВП, или примерно на $21 млрд", – отметил руководитель аналитического отдела инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий.
"Из этого можно заключить, что МВФ видит потенциал списания государственного долга в этом году примерно на $15 млрд. Это очень большая сумма, если учесть, что основным объектом такого списания должны стать еврооблигации, общая сумма выпуска которых составляет $21,2 млрд", – указал он в комментарии агентству "Интерфакс-Украина" в четверг.
Финансовый аналитики группы ICU Михаил Демкив считает, что меморандум написан расплывчато, что из него нельзя четко определить параметры реструктуризации и каждый может там увидеть то, что хочет, однако рынок ждет списания долга, "разве что кроме каких-то супер победоносно настроенных".
По его словам, возможно, Фонд умышленно дает такой своего рода люфт для Минфина в переговорах, чтобы излишне его не связывать и не поставить в худшее положение.
"Оптимисты ждут 30-40% (списания), пессимисты 40-50-75%. Лично я ожидаю, что списание будет, ориентируюсь на 40%", – сообщил эксперт агентству. По его словам, предложения о списании на уровне 70-75% противоречат заявлениям Минфина о планах возвращаться на рынок.
Демкив добавил, что не ожидает, что Минфин будет производить платежи по евробондам (погашение + выплату процентов) до 2027 года, хотя есть оптимисты, которые видят пространство для этого в DSA.
"За варранты не знаю, попадут ли они в периметр реструктуризации. Были сообщения, что по гарантированному долгу ("Укрэнерго") инвесторы хотят заблокировать реструктуризацию, чтобы эти бумаги не включили в периметр", – отметил также аналитик группы ICU.
По словам Паращия, очень правильно, что МВФ для анализа долговой устойчивости Украины исключил долги перед Россией в размере около $3,6 млрд (основная сумма долга), потому что всем очевидно, что Украина не будет их возвращать или обслуживать.
"В чем я вижу проблему расчета МВФ (не задаваясь вопросом о 82% в 2028 году) – так это сам расчет государственного долга на 2028 год. Если посчитать все долговые поступления Украины, которые прогнозирует сам МВФ, а также учесть все курсовые разницы, то у меня получается, что государственный и гарантированный долг Украины на конец 2028 года составит примерно 87,3% от ВВП", – добавил руководитель аналитического отдела Concorde Capital.
Он пояснил, что при таких расчетах Украине для достижения соотношения 82% долга к ВВП в 2028 году нужно будет уменьшить долг не на $21 млрд, а менее чем на $9 млрд (или примерно $6,4 млрд в этом году).
"То есть разница/погрешность прогноза получается достаточно ощутима для суммы потенциального списания – более чем в два раза. Чем объясняет МВФ эту разницу – не до конца понятно, кроме того, что он там запланировал какие-то условные обязательства и "другое" на эквивалент 4,3% от ВВП", – указал Паращий.
По мнению Демкива, позитивная реакция держателей украинских еврооблигаций на публикацию обновленного меморандума с МВФ, выразившаяся в подорожании стоимости бумаг в среднем на 10% – до 30-38 центов за доллар, связана с улучшением МВФ оценки долга Украины на конец прошлого года с 87,1% ВВП до 82,9% ВВП.
"Если значение долга улучшается, то меньше нужно списать. И еще один момент, который некоторые отмечали – это то, что формулировка по параметру долг к ВВП стала немного мягче: от "must" до рекомендованного значения", – пояснил аналитик ICU, добавив, что на такую позитивную реакцию могло повлиять также выделение средств ЕС и улучшение перспектив получения средств от США в апреле.
Как сообщалось, МВФ в обновленном меморандуме по итогам третьего пересмотра программы с Украиной отметил, что "для решительного восстановления приемлемого уровня долга и поддержания адекватного уровня международных резервов потребуется достаточно глубокое урегулирование долга". Фонд добавил, что даже при таком "глубоком урегулировании" восстановление устойчивости долга также потребует существенной бюджетной корректировки и исключительного финансирования со стороны доноров.
В документах отсутствует прямое упоминание о желательности частичного списания долга, в то же время МВФ заявляет о необходимости снизить госдолг к 2028 году до 82% ВВП и к 65% ВВП в 2033 году, тогда как по базовому сценарию он будет в эти годы больше соответственно почти на 9 процентных пунктов и почти на 6 процентных пунктов.
Среди целей реструктуризации также заявлено, что валовые потребности в финансировании должны составить в среднем 8% ВВП в постпрограммный период (2028–2033 годы).
В качестве дополнительных целей при реструктуризации помимо снижения долга до 82% ВВП к 2028 году указано также облегчения потока обслуживания долга по внешним обязательствам до 1–1,8% ВВП (от $1,9 млрд в 2024 году до $3,5 млрд в 2027 году).
Согласно материалам третьего пересмотра, официальные органы Украины и их консультанты по долгу завершают техническую работу с целью разработки долговой операции, соответствующей целям программы по обеспечению устойчивости долга. Они планируют представить кредиторам первоначальные предложения в ближайшее время, что соответствует их намерению завершить реструктуризацию к середине года и до истечения срока моратория долга в августе 2024 года.
"В рамках урегулирования (treatment) внешнего коммерческого долга, которое мы планируем завершить к середине 2024 года, мы будем стремиться к получению адекватного облегчения потоков долговых операций, в том числе от реструктуризации внешнего коммерческого долга, в 2024 году и в последующий период в соответствии с параметрами программы", – в свою очередь заявили украинские власти в обновленном меморандуме финансовой и экономической политике.
Как сообщалось, накануне утверждения МВФ в конце марта 2023 года новой четырехлетней программы расширенного финансирования для Украины EFF на $15,6 млрд Группа официальных кредиторов Украины ("Парижский клуб") по результатам встречи с участием представителей МВФ и ВБ предоставила финансовые гарантии для этой программы. Они предполагают на период ее действия (2023-2027 годы) продление паузы (standstill) по выплатам Украиной долга странам Группы. Условием такой отсрочки является аналогичные действия со стороны частных внешних кредиторов Украины, преимущественно держателей еврооблигаций.
На днях агентство Reuters сообщило, что зарубежные держатели еврооблигаций Украины ведут переговоры о формировании комитета кредиторов для ведения диалога о реструктуризации, который может начаться в преддверии весеннего собрания МВФ, начало которого запланировано на 17 апреля в Вашингтоне.