Интерфакс-Украина
19:06 25.07.2025

Президентский законопроект о НАБУ/САП демонстрирует постоянство борьбы с коррупцией, но оставляет неопределенными некоторые нормы - юристы

4 мин читать
Президентский законопроект о НАБУ/САП демонстрирует постоянство борьбы с коррупцией, но оставляет неопределенными некоторые нормы - юристы

Президентский законопроект о НАБУ/САП (законопроект № 13533) в целом соответствует идее и задаче антикоррупционных органов, демонстрирует, что Украина не отказывается от борьбы с коррупцией, но оставляет неопределенными некоторые нормы, в частности, связанные с проникновением правоохранителей в помещения, считают опрошенные агентством "Интерфакс-Украина" юристы.

Партнер адвокатского объединения АО Barristers Денис Пономаренко отметил, что законопроект "несколько расширяет полномочия генпрокурора, однако с конкретизацией об их сужении, в отличие от ранее принятого закона, то есть в целом законопроект возвращает определенную автономность САП".

В то же время Пономаренко отметил, что законопроект возвращает действие старой редакции положения УПК Украины, по которой войти в жилище или другое владение, без постановления следственного судьи, возможно было только в неотложных случаях, не конкретизируя их, в то время, как принятый 22 июля закон предусматривал возможность войти в жилище или другое владение, без постановления следственного судьи, только в конкретно определенных случаях.

"На мой взгляд положения закона от 22 июля были более удачными в этом вопросе, так как более конкретизированы. Однако проблема применения положения УПК Украины останется нерешенной, ни в принятом законе, ни в (президентском - ИФУ) законопроекте, поскольку на практике норма в части проникновения в помещение начала восприниматься, как разрешение на проведение обыска без определения следственного судьи, что в свою очередь не соответствует сути ст. 233 УПК", - сказал он.

"На сегодня законодателю стоит решить эту практическую проблему четким положением о том, что ст. 233 УПК не об обыске", - подчеркнул он.

Кроме того, Пономаренко отметил, что законопроект, в частности, усиливает розыск и экстрадицию лиц, уклоняющихся от досудебного расследования, судебного разбирательства или отбывания наказаний и запрещает во время действия военного положения выезда работников НАБУ за границу, кроме случаев служебных командировок.

"В целом законопроект соответствует идее и задаче создания функционирования антикоррупционных органов", - резюмировал Пономаренко.

Со своей стороны, партнер юридической фирмы MORIS, адвокат Станислав Пелюк отметил, что президентский законопроект закрепляет процессуальную независимость руководителя и прокуроров САП от генпрокурора, но не ограничивает полномочия генпрокурора именно по руководству прокуратурой.

"Основное направление изменений - процессуальная независимость руководителя и прокуроров САП от генпрокурора. Предусмотренные президентским законопроектом изменения в УПК касаются исключительно осуществления процессуальной, а не административной деятельности генерального прокурора", - сказал он.

"Генеральный прокурор остается главой прокуратуры Украины", - подчеркнул Пелюк.

Кроме того, Пелюк также обратил внимание, что законопроект возвращает порядок проведения фактического обыска без судебного решения в редакцию, которая действовала до 22 июля 2025 года.

"Проблема проникновения в жилище или другое владение лица должна быть урегулирована надлежащим судебным контролем на этапе легализации результатов, так называемого, неотложного обыска. Неотложных обысков станет меньше, когда следственные судьи будут отказывать стороне обвинения в признании полученных доказательств допустимыми при обстоятельствах реального отсутствия признака "неотложности"", - сказал он.

Пелюк отметил, что, кроме того, законопроект исключает премьер-министра Украины, члена правительства, первого заместителя и заместителя министра, государственного служащего категории "А", директора ГБР и директора БЭБ из перечня лиц, в отношении которых осуществляется особый порядок уголовного производства.

"То есть, такие лица потеряют дополнительные гарантии. Зато руководителю САП возвращается право осуществлять сообщение о подозрении народному депутату Украины и другим топ-чиновникам. В действующей редакции с учетом изменений от 22 июля, такое право имеет исключительно генпрокурор", - подчеркнул юрист.

Он напомнил, что законопроект № 13533, в частности, предлагает исключить право генпрокурора предоставлять обязательные к исполнению указания руководителям подразделений НАБУ, что, юридически, нивелирует его влияние на процессуальную деятельность НАБУ.

Кроме того, законопроект возвращает запрет поручать осуществление досудебного расследования уголовных правонарушений, отнесенных к подследственности НАБУ, другому органу досудебного расследования, кроме случая объективной невозможности функционирования НАБУ в условиях военного положения, "что минимизирует риск передачи "нужных" уголовных производств из НАБУ в другой "нужный" орган досудебного расследования".

Со своей стороны, соучредитель и партнер юридической фирмы ASA Group Евгений Артюхов отметил, что президентский законопроект демонстрирует, что Украина не отказывается от борьбы с коррупцией, а пытается сбалансировать ее.

"Юридически речь идет о восстановлении независимости двух ключевых институтов антикоррупционной системы - НАБУ и САП. В более широком смысле - о попытке восстановить баланс между политической целесообразностью и международными обязательствами Украины", - сказал он.

Артюхов отметил, что законопроект №13533 предусматривает "фильтр от российского влияния - регулярные проверки на полиграфе для работников с допуском к гостайне", которые проводит не СБУ, а внутренний контроль НАБУ. Кроме того, подразделения внутреннего контроля НАБУ, САП, БЭБ, ОГПУ, ГБР, Нацполиции также должны проводить полиграфологические исследования всех сотрудников с допуском к гостайне не реже одного раза в два года.

"Полиграф не является безупречным инструментом: его результаты не признаются доказательствами в суде, а сам процесс чувствителен к внешним факторам. Но как элемент внутреннего контроля — это лучше, чем его отсутствие", - сказал он.

Артюхов также обратил внимание, что законопроект предусматривает активизацию поиска активов и подозреваемых, в частности, Генпрокуратура и Минюст должны усилить работу по возвращению лиц, скрывающихся за рубежом, а также - по розыску и возврату активов, добытых преступным путем.

 

 

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ПОСЛЕДНЕЕ

Киевские ТЭЦ согласно требованиям Генштаба ВСУ имеют необходимую защиту первого этапа - КГГА

Путин заявляет, что Россия остается в рамках договоренностей, достигнутых в ходе саммита на Аляске

"Зеленая" ветка Киевского метрополитена возобновила движение в обычном режиме

В Запорожье спасатели попали под повторный обстрел россиян, один сотрудник пострадал

На Харьковщине от обстрела пострадало агропредприятие

Глава МИД Польши Сикорский получил звание почетного доктора Львовского университета им. И.Франко

УКФ планирует объявить отдельный конкурс для поддержки музыкальной индустрии в 2026 г.

Энергетики полностью запитали потребителей Черкасской области и частично уменьшили объем отключений в Харьковской области - Минэнерго

Сенат США одобрил оборонный бюджет на $952 млрд, на помощь Украине предусмотрено $500 млн - СМИ

СБУ задержала врача, клирика и экс-охранника соратника Медведчука за организацию схем для уклонистов

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА