Военное право в 2025г начало выполнять свою ключевую функцию ограничения государства правом в условиях войны - мнение
В 2025 году военное право начало выполнять свою ключевую функцию ограничения государства правом в условиях войны, считает адвокат юридической компании Riyako&Partners Екатерина Анищенко.
"2025 год стал переломным для военного права Украины. Как адвокат, которая системно работает с военными делами, я могу утверждать: мы окончательно вышли за пределы представления, что военное право - это право исключений. Наоборот, именно в 2025 году оно начало выполнять свою ключевую функцию - ограничивать государство правом даже в условиях войны", - сказала она агентству "Интерфакс-Украина", комментируя тенденции развития военного права в Украине.
Анищенко отметила, что как юрист в своей практике в 2025 году она все больше сталкивалась с ситуациями, когда военное положение используется не как правовой режим, а как "аргумент для снятия ответственности".
"Формальные выводы ВВК, шаблонные решения ТЦК, молчаливое бездействие военных администраций - все это стало массовым явлением именно в 2025 году. Однако этот же год продемонстрировал другое: суды перестали принимать "войну" как универсальное объяснение нарушений. Процедура, мотивировка, доказательства снова стали определяющими, и это принципиальное изменение", - сказала она.
Юрист отметила, что в прошлом году военное право перестало быть инструментом давления и постепенно превращается в механизм защиты и для военнослужащего, и для государства.
"В 2025 году именно суд стал главным регулятором военного права. Не законодатель и не исполнительная власть, а судебная практика заставила государственные органы действовать в правовом поле. В своих делах я неоднократно наблюдала, как суд признает противоправной бездеятельность ТЦК и СП или формирует стандарт доказывания, который невозможно обойти формальными справками. Это означает одно: военное право перестало быть "вне суда"", - сказала она.
Анищенко отметила, что "большая часть обращений в 2025 году касалась прохождения ВВК, обжалования выводов, направлений на дополнительные обследования, соответствия медицинских документов и (чаще всего) - конфликта между фактическим состоянием здоровья и формальной процедурой".
Кроме того, юрист отметила, что для бизнеса в прошлом году актуальными были вопросы бронирования и отсрочки. "Для критических предприятий и работодателей ключевыми стали прогнозируемость решений, срочность и подтверждение бронирования, корректность данных в реестрах, а также коммуникация с ТЦК без "человеческого фактора" и двойных трактовок", - пояснила она.
Анализируя тренды года в этом направлении, эксперт отдельно отметила актуальность в сфере военного права вопросов социальных гарантий военных и их семей и ответственности за военные правонарушения.
Среди основных проблем этой сферы в 2025 году юрист назвала неравномерность практики в разных регионах, в частности различные процедурные "маршруты" и результаты в одинаковых ситуациях, а также нарушение процедуры как источника конфликтов и криминализации бытовых ситуаций, низкое качество первичной документации, уязвимость семей в вопросах выплат и статусов и недостаток превентивной правовой культуры.
"Наибольшее количество "острых" кейсов возникает там, где люди реагируют эмоционально вместо правового алгоритма. Это касается и конфликтов с представителями ТЦК, и обжалований ВЛК, и фиксации нарушений", - сказала она.
Прогнозируя развитие сферы военного права в 2026 году Анищенко ожидает, в частности, больше споров о качестве ВВК и усиление требований к прозрачности решений, ведь суды уже в 2025 году начали корректировать подход к медицинским осмотрам.
Кроме того, Анищенко ожидает, что в направлении бронирования фокус сместится на критичность и доказательность.
"Мы уже сейчас готовимся к волне дел, связанных с демобилизацией, статусом ветеранов, реабилитацией и компенсациями. Военное право постепенно переходит от управления войной к управлению ее последствиями. По моему убеждению, 2026 год станет годом систематизации практики и усиления цифрового контроля, что одновременно создаст и новые возможности, и новые риски для граждан и бизнеса", - сказала она.
"В 2026 году мы увидим не ослабление, а взросление военного права. Вывод по итогам 2025 года прост: военное право больше не может существовать без адвоката и без суда", - подчеркнула юрист.
В свою очередь управляющая бюро Polina Marchenko Law Office адвокат Полина Марченко прогнозирует, что "для военнослужащих 2026 год пройдет под знаком ограниченных, четко регламентированных ротаций без массовой демобилизации". Она также ожидает пересмотра и сужения оснований для увольнения со службы, особенно по семейным и медицинским критериям, а правовая защита военных в спорах с государством, по ее мнению, будет оставаться "формальной, с низкими шансами на удовлетворение требований".
Более того, адвокат прогнозирует, что для военнообязанных количество реальных оснований для отсрочки существенно сократится, а их применение станет более формализованным и контролируемым.
"Взаимодействие ТЦК с реестрами, налоговой и пограничной службой сделает уклонение значительно сложнее и рискованнее, а судебная практика все чаще будет становиться на сторону государства, а не граждан, в спорах о законности мобилизации, а соответственно ответственность за нарушение мобилизационного законодательства она будет усилена и однозначно повышена", - прогнозирует юрист.
В целом бизнесу стоит готовиться к тому, что бронирование работников в 2026 году окончательно станет исключением, требующим постоянного подтверждения, а государство со своей стороны усилит проверки предприятий на предмет фиктивной "критичности", с персональной ответственностью руководителей и бенефициаров. Поэтому бизнес фактически будет вынужден балансировать между сохранением ключевых кадров и высокими юридическими рисками потери брони, считает Марченко.
"Эти выводы и тенденции базируется исключительно на том, какие изменения и с какой периодичностью происходили в 2025 году. Все эти изменения будут прежде всего отталкиваться от продолжения войны в Украине и от целесообразности увеличения мобилизационного ресурса", - сказала она.