Противоположные позиции Верховного суда по проверке на плагиат диссертаций, защищенных до 2014 года, создают системную неопределенность - глава НАОКВО

Председатель Национального агентства по обеспечению качества высшего образования Андрей Бутенко заявляет, что противоположные правовые позиции Верховного суда относительно права государства проверять на академический плагиат диссертации, защищенные до 2014 года, создают системную неопределенность.
"В июне 2025 года в Украине произошло событие, заслуживающее особого внимания как юридического, так и образовательного сообщества. Верховный суд в двух разных делах, вынесенных с разницей в три недели, высказал диаметрально противоположные позиции относительно права государства проверять на академический плагиат диссертации, защищенные до 2014 года. В обоих случаях предмет рассмотрения был одинаковым - правомерность действий Национального агентства по обеспечению качества высшего образования (НАОКВО) в делах, где речь идет об использовании чужих текстов без ссылки на авторов и о нарушении правил оформления диссертационных исследований, действовавших на момент их защиты. Но два вывода суда - будто из разных "правовых реальностей", - написал он Бутенко в блоге на портале Osvita.ua.
По его словам, эта ситуация вызывает беспокойство не только из-за правового противоречия, но и из-за сомнений в независимости судопроизводства.
Он подчеркнул, что две противоположные правовые позиции Верховного суда по одному и тому же вопросу (дела №560/8264/24 и №440/4500/24) создают системную неопределенность: для Национального агентства (непонятно, имеет ли оно право проверять диссертации, защищенные до июня 2014 года; для учебных заведений (непонятно, как действовать в случаях выявленного плагиата в защищенных работах до 2014 года; для общества (ставится под сомнение доверие к качеству научных степеней и справедливость академической системы, справедливость государственной политики и судебной системы).
"Что нужно дальше? Необходимо единство судебной практики - или через постановление Большой палаты Верховного суда, или путем обращения заявителей в Конституционный суд. Четкое нормативное урегулирование - с разъяснением границ ответственности, правового статуса академической добропорядочности и полномочий учебных заведений и Национального агентства. Дальнейшая дискуссия в академической среде - эта тема затрагивает не только юридическую сферу, но и ценностные основы образования. На мой взгляд, главное не наказание ради наказания, а понимание недопустимости таких практик в образовании Украины", - написал глава Нацагентства.
Среди прочего, он выразил надежду, что принятие закона "Об академической добропорядочности" изменит подходы к академической добропорядочности в целом и поможет в установлении правовой определенности по этому вопросу.