В ходе предвыборной гонки в Украине благотворительность смешивается с коррупцией - эксперты
Большинство благотворительных фондов во время парламентской избирательной кампании в Украине используются в предвыборных целях, считают эксперты.
"Рядовой зритель, читатель воспринимает благотворительную деятельность исключительно в избирательном контексте: для нас что-то сделают, и мы должны проголосовать. Это дискредитирует деятельность благотворительных фондов", - сказал в среду во время дискуссии на тему "Выборы-2012 и благотворительность" представитель комитета "Равенство возможностей", руководитель мониторинговых проектов ассоциации "Спильный простир" Александр Чекмышев.
Он сообщил, что на данный момент его организация ведет мониторинг телевизионных эфиров, а также публикаций СМИ, в том числе касающихся деятельности благотворительных организаций. "Во время избирательной кампании более 95% всей информации о деятельности благотворительных фондов идет исключительно в избирательном контексте. Почти 100% такой информации – джинса, то есть проплаченная информация (новости и скрытая реклама в виде новостей - ИФ)", - сказал эксперт.
Наиболее массовым использованием благотворительных фондов в целях предвыборной агитации злоупотребляют в мажоритарных округах в областях Украины.
А.Чекмышев отметил, что в региональных медиа, освещающих избирательную кампанию в мажоритарных округах, 99% информации подается именно о таких благотворительных фондах, которые, как правило, созданы именно на время избирательной кампании конкретным кандидатом в депутаты.
При этом, он отметил, что во время избирательной кампании СМИ не делают сюжетов и не публикуют информацию, касающуюся деятельности благотворительных фондов, которые никаким образом не связаны с выборами, конкретными кандидатами и политическими партиями, а работают уже многие годы в Украине.
По словам А.Чекмышева, в нынешней избирательной кампании использование благотворительных фондов самое большое за время всех предвыборных кампаний в Украине.
Он отметил, что Центральной избирательной комиссии следует обратить внимание на такие фонды-однодневки, которые, фактически, осуществляют подкуп избирателей.
По мнению А.Чекмышева, следует обратить внимание на то, что суммы, потраченные на освещение в медиа кандидатов равны суммам, потраченным на деятельность таких фондов-однодневок. По словам эксперта, средства, заложенные в бюджет избирательной кампании на предвыборную агитацию, в том числе, проплаченные бигборды, агитацию на улицах, агитационные материалы и палатки, соизмеримы с суммами, потраченными такими кандидатами на деятельность благотворительных фондов.
В свою очередь, исполнительный директор фонда "Видродження" Евгений Быстрицкий подчеркнул, что ситуация с предвыборной агитацией и использования благотворительных фондов влияет даже не столько на дискредитацию самой благотворительности, сколько на развитие социальной коррупции. "Мы имеем дело с широким разветвлением социальной коррупции, которая состоит не только из моральной коррупции, но и из материальной", - сказал Е.Быстрицкий.
При этом представитель фонда "Видродження" отметил, что в украинских условиях не существует четких и прозрачных цифр тех средств, которые политические партии и кандидаты вкладывают в избирательную кампанию.
Е.Быстрицкий сообщил, что согласно данным Министерства юстиции, за апрель и май этого года зарегистрировано очень много новых благотворительных фондов. Он сказал, что из открытых источников информации можно узнать о том, что, например, с помощью таких фондов ремонтируются дороги, подъезды, строятся детские площадки, проводится газ в населенные пункты.
"Это уже обычная для нас и опасная коррупция. Я не знаю, как на это посмотрят иностранные наблюдатели, но уже очевидно, что процесс выборов нельзя назвать абсолютно свободным и честным благодаря таким неразрывным формам смешивания благотворительности с коррупцией", - сказал Е.Быстрицкий.