Вятрович: для меня не очевидна потребность реформирования исторического образования через объединение курсов украинской и мировой истории
Экс-глава Украинского института национальной памяти (УИНП), депутат Верховной Рады Владимир Вятрович (фракция "Европейская солидарность") заявляет, что для него не очевидна потребность сейчас осуществлять реформирование исторического образования через объединение курсов украинской и мировой истории.
"История в школе – один из главных инструментов формирования национальной идентичности учеников. С 1991 в Украине продолжаются дискуссии, как сделать лучше учебники истории и, несмотря на то, что их действительно можно и нужно совершенствовать, стоит отметить, что главную свою задачу они выполнили успешно: воспитали поколения граждан, готовых защищать свое государство с оружием в руках. Поэтому меня удивляет предложенный подход к реформированию исторического образования, который не учитывает это главное достижение, а предлагает начать все по-другому", - написал Вятрович в Facebook.
Среди прочего, по его словам, ни в одном из примеров дополнительных курсов или тем, которыми предлагают воплощать новый подход, нет ничего связанного с военной историей.
"Где, например, об особенностях войск времен Руси, о формировании государственного аппарата Гетманщины на базе структур казацкого войска или о партизанской тактике украинских повстанцев?", - добавил он.
Вятрович подчеркнул, что не является принципиальным противником подачи украинской истории в контексте мировой, но, по его мнению, все зависит от того, как это сделать.
"И очевидно, наибольший вызов в реализации этой идеи в том, чтобы прошлое украинцев не исчезло, растворенное в рассказах об истории мира", - отметил депутат.
Также он обратил внимание, что предлагается "перейти к единому общеобразовательному украиноцентрическому курсу. "История", где обязательным условием является его украиноцентричность и одновременно представление истории Украины (не менее 2/3 содержания) в широких контекстах европейской и мировой истории.
"Но непонятно как этот "квотный" подход можно воплотить в жизнь? Как рассказать ученикам историю, например, Древнего Египта или Шумера в тексте где 2/3 будет об Украине? Приведенный авторами концепции пример интеграции украинской истории в мировую скорее углубляет беспокойство", - добавил Вятрович.
Экс-глава УИНП отметил, что потребность именно сейчас осуществлять реформирование исторического образования через объединение курсов украинской и мировой истории, для него не очевидна, а вероятные угрозы ее неудачного воплощения, по его мнению, заметны уже сейчас.
Как сообщалось, Министерство образования и науки утвердило концептуальные принципы реформирования исторического образования в системе общего среднего образования. В частности, в ведомстве отметили, что в условиях войны историческому образованию следует отвечать на политические, экономические, социальные и культурные вызовы для консолидации украинской нации, а для этого необходимо сформировать общеобразовательный украиноцентрический курс истории с позиций вызовов современности.