События

В Украине с 1 января 2025 изменились условия на рынке ОСАГО

Рынок внутреннего и международного обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСАГО и "Зеленая карта") с 1 января 2025 года значительно изменился в связи со вступлением в действие нового закона, в частности, размеры ответственности и страховых выплат повышаются. А вместе с ними стоит ожидать подорожания страховых полисов.

Так размер страховой суммы (максимального размера страховой выплаты) за ущерб, нанесенный имуществу в результате ДТП, повышается со 160 тыс. грн. до 250 тыс. грн, а за нанесенный здоровью и жизни – с 320 тыс. грн до 500 тыс. грн.

Отменяется франшиза, т.е. страховые компании будут осуществлять страховую выплату в полном размере.

Вводится свободное ценообразование договоров страхования. Теперь страховые компании получают право самостоятельно устанавливать цены как по ОСАГО, так и на "Зеленую карту" с учетом индивидуальной истории клиента. С одной стороны, это должно привести к повышению стоимости полисов на данные виды страхования, с другой – увеличить конкуренцию на рынке, качество предоставляемых страховщиками услуг.

Вводится прямое урегулирования для всех страховых компаний, занимающихся ОСАГО. Теперь в случае ДТП получить возмещения можно в страховой компании, в которой купил полис. При этом страховщик, чтобы сохранить клиента, будет заинтересован производить ее быстрее и в необходимом объеме.

Еще одним приятным новшеством для автовладельцев является начисление страховой выплаты без учета износа автомобиля. К тому же, как предполагается, страховые компании будут стимулировать клиентов в проведении выплат сразу на СТО, предложив потерпевшему выбрать одно из них в пределах 150 км от места его жительства. Если ТС обслуживается "по гарантии", то, по требованию потерпевшегоЮ должен быть определен авторизованный сервисный центр соответствующего производителя. Для транспортных средств, используемых менее пяти лет, а также автомобилей старше этого возраста, но обслуживаемых на специализированных гарантийных техстанциях с подтверждением этого, расчет стоимости ремонта будет производиться, исходя из стоимости новых оригинальных запчастей. Если автомобили не относятся к вышеуказанным категориям, то стоимость ремонта может исходить из аналога деталей для восстановления. Принцип нового закона – это восстановление до состояния, которое было до ДТП.

В случае отказа потерпевшего лица от осуществления оплаты на СТО, такая выплата осуществляется страховщиком или МТСБУ на банковский счет потерпевшего лица.

Также с 1 января отменяется лимит страхового возмещения по "европротоколу", который сейчас составляет 80 тыс. грн. Теперь он будет в пределах страховой суммы, если НБУ не установит максимальные размеры выплаты.

Вводится запрет на наличия двух полисов "автогражданки" и реальным считается тот, который был заключен последним.

С начала 2025 года, согласно закону, также меняются условия для льготной категории граждан путем введения 50%-ной скидки на один полис ОСАГО для всех категорий льготников, в том числе участников боевых действий, пострадавших участники Революции Достоинства, лиц с инвалидностью в результате войны. В настоящее время в парламенте зарегистрировано три законопроекта, два из которых предлагают сохранить ранее действующую бесплатную норму, тогда как третий предполагает ее сохранение до 30 июня 2025 года, то есть до момента урегулирования всех необходимых вопросов.

Также с 1 января 2025 года наличие полиса "автогражданки" является обязательным для мопедов, а также всех транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, грузов и багажа, почты, оборудования и т.п., внесенных в Единый государственный реестр транспортных средств, предусмотренных законом "О дорожном движении".

Уже с начала 2025 года меняются основания для досрочного расторжения договоров ОСАГО. Оно становится возможным в случае согласия страхователя и страховщика, по инициативе каждой из сторон, в одностороннем порядке по письменному требованию страхователя в случае угона или потери автотранспорта, а также в случае заключения нового договора страхования, кроме договоров "Зеленая карта".

Также отменяется действующая сейчас норма о том, что страховщик может прекратить договор в случае, если уже уплатил сумму лимита за ущерб, причиненный жизни, здоровью и имуществу. То есть, если машина несколько раз за год попала в ДТП, договор все равно действует, и страховщик обязан платить. Однако в будущем это может сказаться при определении цены на "автогражданку" для такого клиента.

Относительно уничтоженных в результате страхового события ТС новый закон четко предусматривает, что приоритетом для определения стоимости автомобиля после ДТП является аукцион онлайн. Кроме того, в новом законе закреплена опция, ранее действовавшая, что страховщик по договоренности с потерпевшим может заплатить полную стоимость автомобиля в ДТП, но при этом все его остатки переходят страховщику.

Также с 1 января расширяется возможность проверки наличия полиса ОСАГО, в частности Национальной полицией в случаях надзора за дорожным движением (в т.ч. путем автофиксации), Государственной пограничной службой Украины в местах осуществления пограничного контроля независимо от принадлежности и места регистрации транспортного средства. Кроме того, проверку наличия "автогражданки" теперь будет осуществлять "Укртрансбезопасность" при осуществлении государственного надзора (контроля).

Что касается "Зеленой карты", то с 1 января 2025 года ее действие начинается только на следующий день после оформления и внесения в Единую централизованную базу данных МТСБУ.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ