Кабмин утвердил порядок подтверждения фактов использования религиозной организации для пропаганды "русского мира"
Кабинет Министров Украины утвердил порядок рассмотрения вопроса о подтверждении фактов использования религиозной организации для пропаганды идеологии "русского мира".
Согласно постановлению правительства №541 от 9 мая, предметом рассмотрения вопроса является информация об использовании религиозной организации для пропаганды идеологии "русского мира", а рассмотрение вопроса осуществляется по инициативе Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести или по заявлению (сообщению, обращению) органа государственной власти, органа местного самоуправления, физического или юридического лица.
Отмечается, что при рассмотрении вопроса учитывают факты распространения пропаганды идеологии "русского мира" непосредственно религиозной организацией или ее уставными или другими органами управления, уполномоченными лицами любым способом или любыми средствами.
При осуществлении рассмотрения вопроса Госэтнополитики может обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы досудебного расследования для получения информации, объяснений, документов, данных из публичных электронных реестров, а также использовать информацию о фактах использования религиозной организации для пропаганды идеологии "русского мира", содержащуюся в выводах религиоведческой экспертизы или полученную от физических и юридических лиц, из медиа, других открытых источников.
Документ предусматривает, что выявление неоднократных фактов использования религиозной организации для целей распространения пропаганды идеологии "русского мира" подтверждается заключением, которое утверждается приказом Госетинополитики.
В то же время, в случае отсутствия неоднократных фактов использования религиозной организации для целей распространения пропаганды идеологии "русского мира" ведомство прекращает рассмотрение вопроса.
К перечню признаков пропаганды идеологии "русского мира" относятся: обоснование необходимости восстановления евразийского имперского пространства, в котором нет места для независимой Украины, под эгидой РФ; представление так называемой "специальной военной операции" как "священной войны", "противостояния бездуховному, безбожному Западу"; обоснование территориальных претензий и российской военной агрессии, уничтожение суверенитета и территориальной целостности Украины со ссылкой на общую историю, религиозные традиции, языковое родство, историческую память; отрицание существования украинской нации, украинской государственности, права Украины на государственный суверенитет с использованием идей "триединой Руси", "триединства русского народа"; оправдание экспансии Московского патриархата на территории Украины с помощью аргументов об уникальности русского исторического пути, русской духовности, особой святости, "вселенскости" русского православия, извечной борьбе России с Западом; оправдание подавления церковной жизни в Украине, ее национально-исторических религиозных традиций; отрицание права украинских церквей на автокефалию; распространение идеи о том, что любое национальное самосознание украинцев и белорусов угрожает "триединому русскому народу", уменьшает его популяцию, а потому должно жестоко подавляться, в частности с применением вооруженных сил; обоснование российского мессианства и цивилизаторско-просветительской исторической роли России в процессе становления и развития Украинского государства; оправдание преступлений российских военных, совершенных на территории Украины, как устраняющих препятствия для осуществления особой российской миссии в мире; распространение и разъяснение идей необходимости сбора "русских земель", не имеющих четко очерченных границ и охватывающих все территории, на которых проживают носители русского языка или православные верующие; обоснование устранения препятствий, в частности военным путем, для воссоединения "разделенного русского народа".
В то же время, не считается пропагандой идеологии "русского мира" использование соответствующих идей в научных, исследовательских, образовательных, аналитических целях, если такие действия не имеют целью распространение или поддержку соответствующих идей.
Как сообщалось, 20 августа Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект, запрещающий деятельность в Украине религиозных организаций, аффилированных с Русской православной церковью (№8371 "О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций").
Через 30 дней со дня его опубликования, а именно 23 сентября, закон вступил в силу, кроме нескольких положений, которые вступают в силу позже. В частности, на следующий день после публикации Кабинет министров начинает подготовку подзаконных актов и через девять месяцев вступает в силу норма законопроекта, которая позволяет Государственной службе по вопросам этнополитики и свободы совести обращаться в суд с иском о прекращении деятельности религиозной организации, если служба установила связь ее с РПЦ (Русской православной церковью) страны-агрессора.
Кроме того, Кабмин в течение трех месяцев со дня опубликования этого закона должен принять меры по возврату государственного имущества из пользования иностранной религиозной организации, деятельность которой в Украине запрещена, и религиозных организаций, деятельность которых не допускается, а также в течение шести месяцев осуществить меры по возврату госимущества из пользования юридических лиц, собственником, участником которых является иностранная религиозная организация, деятельность которой запрещена в стране.