События

Закон о НАБУ/САП уменьшает шансы на объективное рассмотрение резонансных дел, создает риски злоупотребления давлением на бизнес - юрист

Закон о НАБУ/САП уменьшает шансы на объективное рассмотрение резонансных дел и создает риски злоупотребления давлением на бизнес со стороны правоохранителей, всю вертикаль правоохранительной системы теперь возглавил зависимый от политики и политиков генеральный прокурор, считает адвокат, партнер юридической фирмы VB Partners Сергей Бойко.

"До этого закона антикоррупционная инфраструктура была отдельным, самостоятельным звеном правоохранительной системы Украины. Такая самостоятельность глобально проявлялась в двух аспектах: исключительной компетенции на расследование топ-коррупционных дел и прямом запрете забирать у НАБУ производства и передавать другим органам, а также независимости от любых политических влияний и процессов. Теперь вся вертикаль правоохранительной системы возглавлена генпрокурором, который зависим от политики и политиков", - сказал он агентству "Интерфакс-Украина", комментируя принятие скандального закона №12414.

Как отметил Бойко, до принятия этого закона "антикоррупционная структура НАБУ/САП служила своеобразным предохранителем произвола в других правоохранительных органах - прокуратуре, СБУ, БЭБ, Национальной полиции".

"НАБУ и САП теперь полностью функционально подчинены генпрокурору, который является политической персоной, назначаемой президентом с согласия парламента и зависимой от политических настроений и сил. По сути, теперь генеральный прокурор - ключевая фигура во всех антикоррупционных делах", - сказал он.

Так, по словам Бойко, после принятия закона генпрокурор может назначить/заменить любого прокурора по делу НАБУ, может давать указания прокурорам САП, на что ранее был прямой запрет, а также может истребовать любое дело НАБУ для изучения, забрать у НАБУ дело и передать его другому органу, может утвердить соглашение о признании виновности по любому делу бюро.

Кроме того, отныне генпрокурор наделен монополией на сообщение о подозрении топ-чиновникам, тогда как ранее по делам НАБУ такие подозрения подписывал руководитель САП.

"Более того, в любых других делах топ-чиновник теперь может напрямую ходатайствовать перед генпрокурором о закрытии его дела, в том числе коррупционного, в обход следователя и прокурора, которые фактически ведут это дело. Теперь генпрокурор наделен правом закрывать такие производства", - добавил адвокат.

Как пояснил Бойко, на практике для общества и бизнеса это означает прежде всего непрогнозируемость уголовных дел, поскольку теперь даже дело НАБУ могут поручить СБУ, ГБР или Нацполиции; вероятность ручного управления отдельными делами; устранение предохранителей процессуальных злоупотреблений, что может привести к ухудшению ситуации со злоупотреблениями и давлением на бизнес со стороны других правоохранителей.

"Ранее независимая антикоррупционная структура была ограничителем нарушений других правоохранителей", - отметил он.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ