События

Покупка билета на поезд - не просто транзакция, а заключение публичного договора - юрист

Покупка билета на поезд является не просто транзакцией - это заключение публичного договора, поэтому "Укрзализныця" (УЗ) обязана предоставлять услуги каждому, кто к ней обращается.

По словам старшего адвоката АО Barristers Кирилла Иорданова, ограничить право передвижения из-за невозможности покупки билет через "Дию" можно только законом, а не внутренними документами "УЗ".

"Покупка билета на поезд - это не просто транзакция. Это заключение публичного договора. Простым языком: это как прийти в магазин за хлебом. Магазин не может отказать вам в продаже, если у вас есть деньги. Так же и "Укрзализныця" как перевозчик, занимающий монопольное положение в стране, обязана предоставлять услуги каждому, кто к ней обращается. Это прямо прописано в ст. 633 Гражданского кодекса Украины", - сказал он агентству "Интерфакс-Украина".

Иорданов отметил, что, устанавливая "Дию" как единственный ключ доступа к услуге, перевозчик самовольно меняет условия ее предоставления, он не просто предлагает удобный цифровой сервис, а принуждает к его использованию, создавая искусственный барьер.

"Получается парадокс: ваш паспорт - главный документ, удостоверяющий личность, вдруг становится менее важным, чем наличие приложения на телефоне. Это не просто неудобство - это прямое нарушение принципа равенства. Конституция Украины гарантирует каждому право на свободу передвижения. Конечно, это право может быть ограничено, но только законом, а не внутренним решением акционерного общества (УЗ - ИФ-У), пусть даже и государственного", - сказал он.

Иорданов считает, что нововведение "Укрзализныци" по продаже билетов только через авторизацию в "Дие" на практике является ограничением свободы передвижения.

"Инициатива "Укрзализныци" больно бьет по так называемому "цифровому разрыву", ставя в неравное положение огромные группы людей. Все эти люди не являются спекулянтами. Это обычные пассажиры, которых государство в лице "Укрзализныци" фактически лишает доступа к базовой услуге" - считает юрист.

Иорданов тоже обратил внимание на риски уязвимости "безальтернативной системы, завязанной на сложном взаимодействии нескольких платформ (УЗ, "Дия", BankID, мобильные операторы)".

"Критическая зависимость от единой инфраструктуры создает огромные риски: в случае мощной DDOS-атаки на серверы "Дии" или технического сбоя в системе "Укрзализныци" продажа билетов на ключевые направления будет полностью парализована. Без альтернативы в виде касс тысячи людей в критический момент окажутся в ловушке, что делает систему потенциально опасной. К этой системной уязвимости добавляется и человеческий фактор, ведь "Дия" неразрывно связана со смартфоном. Если телефон утерян, сломан или просто разрядился, человек теряет единственный ключ доступа к услуге, превращая обычную жизненную неприятность в серьезную проблему", - констатировал он.

Кроме того, Иорданов отметил, что инициатива создает невидимые барьеры для внешнего мира, поскольку иностранные туристы или украинцы, постоянно проживающие за рубежом, не могут воспользоваться системой.

Вместе с тем он обратил внимание на "юридический вакуум ответственности" в случае, если пассажир понес финансовые убытки из-за сбоя в системе.

"Действующее законодательство не дает четкого ответа, оставляя потребителя наедине со своей проблемой, не имея реальных рычагов для возмещения убытков. Этот набор технических и операционных рисков демонстрирует, что поспешное внедрение безальтернативных цифровых решений может создать коллапс там, где раньше было просто неудобство", - сказал он.

При этом Иорданов подчеркнул, что судебные перспективы исков пассажиров, которые из-за нововведений не будут иметь возможности купить билет, очень высоки.

"Аргументы для суда железобетонные: нарушение прав потребителя, принуждение к заключению договора на дискриминационных условиях и нарушение конституционных прав. Суд, скорее всего, встанет на сторону человека и обяжет перевозчика устранить препятствия", - сказал он.

Кроме того, по мнению Иорданова, на действия УЗ может быть жесткая реакция АМКУ - от обязательных рекомендаций изменить правила до многомиллионного штрафа.

"Укрзализныця" - монополист. А злоупотребление монопольным положением - это прямая компетенция АМКУ. Создание условий, при которых одна группа потребителей (с "Дией") получает доступ к услуге, а другая (без "Дии") - нет, является классическим примером такого злоупотребления", - подчеркнул он.

"Внедряя любые инновации в социальной сфере, важно помнить о ключевом принципе - инклюзивность и наличие выбора. "Дия.Пидпыс" может стать отличным инструментом верификации, удобной и современной опцией для многих пассажиров. Однако сохранение возможности купить билет традиционным способом, например, в кассе по паспорту, позволит избежать создания барьеров для различных групп граждан", - подытожил юрист.

Как сообщалось, из-за дефицита билетов на поезда УЗ с 25 июля распространила в тестовом режиме верификацию через "Дия.Пидпыс", которая работает для международных рейсов и пяти популярных внутренних поездов. Однако этот шаг подвергся значительной критике со стороны части пассажиров. В ответ на нее компания отказались от верификации через "Дия.Пидпыс" при покупке билетов на два внутренних поезда - №105/106 Одесса - Киев и №91/92 Львов - Киев и тестово оставила ее для трех поездов: №29/30 Киев - Ужгород, №12 Львов - Одесса и №27/28 Киев - Чоп.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ