Языковой омбудсмен: Еще ни один воин не сказал, что защищает "право говорить по-русски"
Уполномоченная по защите государственного языка Елена Ивановская считает, что вопрос украинского языка в армии не нужно форсировать и делать это политическим противостоянием.
"Да, это действительно чувствительный вопрос. Но, знаете, мне кажется, он не настолько сложный, как часто пытаются подать. Мы сами его усложняем - эмоциями, громкими заголовками, непродуктивными противопоставлениями. А на самом деле ответ значительно проще, если мы посмотрим на реальность с уважением и благодарностью. Еще ни один воин, который сегодня держит оборону страны, не сказал, что он защищает "право говорить по-русски". Они воюют за Украину, за свободу, за жизнь своих побратимов, за будущее своих детей. Просто многие из них - родом из русскоязычной среды, и это реальность, которую нельзя перечеркнуть", - сказала Ивановская в эксклюзивном интервью агентству "Интерфакс-Украина", отвечая на вопрос, стоит ли до завершения войны касаться вопроса использования частью военных русского языка в армии.
В то же время, она подчеркнула, что в соответствии с языковым законодательством, командиры и руководящий состав обязаны использовать государственный язык в служебной коммуникации, а также обратила внимание, что во многих подразделениях это уже стало нормой - не как формальность, а как часть армейской культуры.
"Я убеждена: тот, кто прошел войну, кто видел лицо врага и потери среди своих, - он прекрасно понимает, что русский язык не является "нейтральным". Но это понимание должно вызреть естественно, изнутри. Мы не можем и не имеем права навязывать это в момент, когда эти люди отдают самое дорогое ради страны. Поэтому моя позиция - не форсировать. Не делать это политическим противостоянием. Вместо этого - создавать условия, чтобы переход на украинский был легким и непринужденным", - добавила уполномоченная.
Ивановская заявила, что после победы разговор на эту тему будет продолжен, но уже не с давлением, а с благодарностью и доверием.
На вопрос, рассматривает ли она возможность введения должности "военного представителя" в Секретариате языкового омбудсмена, уполномоченная отметила, что это интересная и потенциально продуктивная идея.
"Особенно в контексте будущего, когда мы будем переходить от войны к восстановлению и реинтеграции общества. Военные имеют огромный авторитет, они являются моральными лидерами, а значит - носителями влияния, в том числе и языкового. Их голос важен в этом разговоре. Но вместе с тем должны быть честными: на сегодня нет четкого механизма, как такая должность может функционировать непосредственно в армии или на фронте. Но если такая инициатива - в какой-то форме - станет реальной, поддержанной на уровне государства, Министерства обороны, и найдет поддержку в самом военном сообществе - мы, безусловно, готовы к сотрудничеству", - добавила она.