В Еврокомиссии объяснили суть репарационного займа, его риски, необходимость гарантий и возможный срок предоставления
Европейский Совет после первого обсуждения в Копенгагене на неформальном заседании 1 октября возможности предоставления Украине репарационного займа за счет иммобилизованных российских активов продолжит дискуссию на эту тему 23-24 октября на официальном заседании Совета, после чего будут внесены официальные предложения.
Как сообщили журналистам на техническом брифинге в Еврокомиссии, сейчас реалистичным сроком для завершения всех процедур с последующей имплементацией является начало второго квартала следующего года.
Отмечалось, что Украине для противостояния российской агрессии, по предварительным данным Международного валютного фонда (МВФ), нужно еще около $60 млрд, или EUR52 млрд бюджетной поддержки на период 2026-2027 годов, и это без учета значительных потребностей в военной помощи. Отсутствие такой поддержки, скорее всего, приведет к коллапсу Украины, что, в свою очередь, будет нести серьезные риски для безопасности Европы. Кроме того, в ЕС больше не рассчитывают на то, что США будут предоставлять значительные суммы на помощь Украине.
В такой ситуации Еврокомиссия вновь рассмотрела возможность финансирования Украины с использованием замороженных российских активов, полностью уважая суверенный иммунитет и не нарушая международное право, в дополнение к запущенному в прошлом году механизму ERA Extraordinary Revenue Acceleration for Ukraine (ERA), по которому Украина получит $50 млрд за счет доходов на эти российские активы. По убеждению Еврокомиссии, этот способ - без конфискации самих активов - найден.
В Еврокомиссии напомнили, что, согласно решению Европейского Совета от 17 октября 2024 года, активы России должны оставаться заблокированными, пока РФ не прекратит свою агрессивную войну против Украины и не компенсирует нанесенный ущерб. Основной объем замороженных российских активов в начале войны приходился на активы Центрального банка РФ на счетах европейского депозитария Euroclear в Бельгии, преимущественно в виде облигаций. Со временем эти облигации были погашены, и сегодня наличные на счете ЕuгосІеаг в ЕЦБ составляют около EUR175 млрд, а через несколько лет, когда наступит срок погашения оставшихся облигаций, эта сумма возрастет до EUR185 млрд.
Суть предложения Еврокомиссии по репарационному кредиту заключается в том, чтобы ЕuгосІеаг инвестировал эти наличные в целевой специальный долговой инструмент или долговой контракт Европейского Союза. ЕС будет использовать эти деньги, чтобы предоставить Украине кредит с ограниченным регрессом, что означает, что Украина должна будет вернуть его только после того, как Россия оплатит военные репарации. То есть ЕС занимает не у России, а у ЕuгосІеаг.
В то же время, в отличие от механизма ERA, для реализации этого механизма нужны дополнительные гарантии государств-членов на общую сумму такого репарационного кредита, чтобы предоставить дополнительную защиту Euroсlear. Гарантии нужно будет предоставлять на двусторонней основе: это требует решения каждого участвующего государства-члена. В ЕК надеются, что все или почти все государства-члены примут в этом участие, в таком случае отсутствие гарантии от одной страны не будет экономической проблемой.
В ЕК считают риски по этим гарантиям фактически ограниченными, потому что пока государства-члены будут выполнять решение Европейского Совета и не отменят санкции на российские активы, пока Россия не оплатит нанесенные ею убытки, этот риск не материализуется. Итак, если Россия выплатит Украине репарации, Украина использует их, чтобы возместить заем ЕС, а ЕС вернет деньги Euroсlear.
Дополнительно ЕК считает важным изменить режим санкций таким образом, чтобы минимизировать риск случайного высвобождения активов. На сегодня санкции необходимо возобновлять каждые шесть месяцев, поэтому и иммобилизацию активов нужно возобновлять каждые шесть месяцев единогласно. Необходимо изменить режим санкций таким образом, чтобы обеспечить более предсказуемую и надежную иммобилизацию этих активов, сохраняя при этом возможность их отмены в случае, если для этого сложатся необходимые условия. В ЕК отмечают, что в Договоре о ЕС, в так называемой статье 31.2, есть положения, которые позволяют в крайних случаях принимать имплементационные акты с помощью квалифицированного большинства, и сложившиеся обстоятельства этого требуют. Поэтому есть уверенность в том, что это сработает.
Что касается использования займа Украиной, то кроме бюджетной поддержки, на что традиционно шло европейское финансирование, рассматривается также поддержка развития оборонно-технологической и промышленной базы Украины как части европейской оборонной базы, в частности путем закупки оборонных материалов. Конструкция заключается в том, что ЕС будет оказывать поддержку отрасли, в частности путем заключения контрактов на закупку оружия. Как именно будет проведено распределение между двумя направлениями, еще не решено.
Сейчас речь идет в целом о EUR140 млрд, но необходимо также обсудить условия предоставления займов и механизм контроля.