События

Промышленники призвали не повышать тарифы на грузовые перевозки и э/э из-за риска падения производства и остановки предприятий

Ассоциации горно-металлургических, других промышленных, добывающих предприятий, производителей стройматериалов и цемента выступили против повышения тарифов на грузовые перевозки и электроэнергию из-за риска остановки предприятий или значительного падения производства.

Об этом они заявили на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс-Украина" на тему "Тарифная политика государственных монополий - АО "Укрзализныця" и НЭК "Укрэнерго", их негативное влияние на промышленность и экономику Украины" во вторник.

Президент объединения предприятий "Укрметаллургпром" Александр Каленков отметил, что потребителями услуг так называемых естественных монополий являются предприятия ГМК, производители цемента, стройматериалов и тому подобное.

"Это главные клиенты таких предприятий, как "Укрзализниця", "Укрэнерго". До войны только отрасль горно-металлургического комплекса вместе с ферросплавными комбинатами потребляла около 60% всей э/э, которая шла на промышленность, перевозили более 40% того трафика, который дает "Укрзализныця". Поэтому мы зависимы от деятельности этих компаний, как и они от нас", - констатировал Каленков, выразив надежду, что в будущем эти рынки удастся сделать более конкурентными и разрушить монополии. Но до того времени государство должно заботиться о том, чтобы эти монополии не злоупотребляли своим положением, считает он.

Глава "Укрметаллургпрома" подчеркнул, что в Украине самые высокие тарифы на э/э в Европе. "На практике это значит, что мы проигрываем конкурентную борьбу всем предпринимателям из ЕС. Я даже не говорю о предприятиях, расположенных в странах, которые все еще потребляют российские энергоносители - там вообще цены в разы ниже, чем у нас, и на газ, и на э/э. И поэтому мы теряем наши традиционные рынки", - подчеркнул Каленков.

Что касается железнодорожных тарифов, то, по его словам, сейчас в Польше и Словении они дешевле, чем в Украине. "Уже сейчас мы возим "Укрзализныцей" грузы дороже, чем в Европе, на 15-20%, а есть планы повышать тарифы еще на 37%. Это не то что экономически неразумно, необоснованно, - это тупиковый путь", - сказал Каленков.

По его мнению, тарифная политика УЗ и "Укрэнерго" требует внимания на уровне Кабинета министров, Верховной Рады. В идеале же должен быть создан независимый орган по тарифам на транспорте вроде НКРЭКУ. Для субсидирования пассажирских перевозок в бюджет должно быть заложено 26 млрд грн на 2026 год, чтобы не повышать тарифы на грузовые перевозки. Иначе из-за повышения тарифов наши предприятия начнут уменьшать производство или выходить с рынка.

Исполнительный директор Ассоциации производителей цемента Украины ("Укрцемент") Людмила Крипка подчеркнула, что две трети производимого в Украине цемента, а также сырье для него поставляется именно по железной дороге. Поэтому отрасль очень чувствительна к необоснованным повышениям грузовых тарифов.

"Мы уже проходили этот путь, такие действия уже имели негативные последствия в прошлом и на этот раз чудес также не произойдет. Это приведет к негативным последствиям. Производители будут вынуждены переложить рост тарифов на свою продукцию, то есть на конечного потребителя. Таким образом сократится потребление продукции, а следовательно сократится ее производство и перевозки", - подчеркнула Крипка.

При этом она указала на необходимость разработки инструментов государственной поддержки для энергоемких экспортоориентированных отраслей как временной антикризисной меры. По ее словам, следует ввести технико-экономические критерии именно для предприятий приоритетных отраслей. При этом сэкономленные от снижения тарифа на передачу э/э и диспетчеризацию средства можно было бы направить на инвестирование в собственные возобновляемые источники.

"И мы бы таким образом выполнили те задачи по декарбонизации, которые перед нами ставит Европейский Союз", - констатировала Крипка.

Она привела данные ГП "Укрпромвнешэкспертизы", согласно которым повышение тарифов на грузовые перевозки на 30% приведет к сокращению ВВП почти на 100 млрд грн, потере валютной выручки в размере 98 млрд грн, ежегодным потерям в бюджет в размере более 36 млрд грн, ликвидации по меньшей мере 76 тыс. рабочих мест.

Исполнительный директор Украинской ассоциации производителей ферросплавов (УкрФА) Сергей Кудрявцев констатировал, что основная масса ферросплавных предприятий расположена вдоль берега Каховского водохранилища, то есть в районе, приближенном к зоне боевых действий, где чрезвычайно сложные условия для работы. В частности, марганцевые комбинаты простаивают уже два года.

"Мы не можем вывезти сырье на ферросплавные предприятия, потому что разрушены железнодорожные линии. И мы не можем платить за то, чтобы окольными путями вывезти сырье, которое нужно для производства ферросплавов. Ферросплавные предприятия сегодня работают на 15-20% своей мощности. Такая ситуация приведет к тому, что не будет ферросплавного производства в Украине. К нам будут везти импортные сплавы, а рабочие предприятия останутся без работы", - сказал Кудрявцев.

По его словам, сейчас эта прифронтовая зона сегодня держится благодаря Никопольскому заводу ферросплавов (НЗФ), никопольским трубным и металлургическим предприятиям, но она может стать "серой", если люди уедут оттуда.

"У нас сегодня проблемы с производством, логистикой, с отсутствием персонала, с э/э. Это тот регион, который производил э/э, а сегодня мы ее получаем из Западной Украины. Тариф неподъемный для нас. Поэтому у нас такая ситуация, что мы можем остановиться, и это уже не будет подлежать восстановлению. Предприятия сейчас работают на 15%, сохраняют непрерывный процесс. Потому что если остановить ферросплавную печь, то потом ее надо будет полгода запускать снова", - добавил исполнительный директор УкрФА.

Источник: https://www.youtube.com/live/ATmga3Sdn3g

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ