Образовательный омбудсмен Лещик: Финансирование, потери, доступ к образованию детей с ООП и детей с ВОТ являются проблемами, которые касаются всех образовательных уровней
Образовательный омбудсмен Надежда Лещик заявляет, что недостаток финансирования, образовательные потери, доступ к образованию детей с особыми образовательными проблемами (ООП) и детей с временно оккупированных территорий (ВОТ) являются проблемами, которые касаются всех образовательных уровней.
"Есть общие проблемы, которые касаются всех уровней. В частности, влияние войны на образование. Это и демография, и образовательные потери, и финансирование, и проблема детей на ВОТ, и доступ к образованию детей с особыми образовательными проблемами. Также психологическое состояние наших детей, которое усиливает образовательные потери. Демография влияет на уменьшение количества учебных заведений, классов и групп, педагогических и научно-педагогических работников на всех уровнях образования... Проблем на всех уровнях много, но одна из ключевых - это недостаток финансирования", - сказала Лещик в эксклюзивном интервью агентству "Интерфакс-Украина", отвечая на вопрос о главных проблемах на каждом образовательном уровне.
Относительно дошкольного образования, омбудсмен отметила, что здесь очень важным вопросом является заработная плата.
"Уже принят новый закон "О дошкольном образовании", есть громады, которые ввели доплаты дошкольникам, но не у всех есть финансовый ресурс на это. Также важной остается имплементация этого закона, разработка подзаконных актов, и хотя уже есть определенный прогресс, но должны завершить этот процесс", - добавила она.
В общем среднем образовании, по ее мнению, остается много нерешенных вопросов относительно доступа к образованию детей с временно оккупированных территорий, в частности, относительно признания результатов обучения, а также относительно доступа к образованию детей с особыми образовательными потребностями.
"Кроме того, важным является продолжение реформы "Новой украинской школы". У нас пошел процесс образования академических лицеев, он идет очень трудно, я постоянно получаю обращения о создании лицеев - в обществе родители не довольны, педагоги не довольны, необходимо много усилий, чтобы донести им, почему это лучше для образования детей и как будут обеспечиваться права соискателей, родителей, педагогов", - рассказала Лещик.
Также среди проблем среднего образования: насилие, жестокое обращение, в частности буллинг, привлечение к ответственности за такие действия, заработная плата и перегрузка педагогов.
"Внешкольное образование. На него мало обращают внимание, а оно очень важно для ребенка. Ведь занятость детей во внешкольном образовании улучшает их социализацию, помогает развивать таланты и уменьшает риски преступного поведения. У педагогов этой сферы тоже мизерные заработные платы. Сейчас мы изучаем вопрос с Международной ассоциацией внешкольного образования по доступу к детям с особыми образовательными потребностями к такому образованию", - отметила образовательный омбудсмен.
Что касается профессионального образования, то, по ее словам, после того как был принят закон "О профессиональном образовании", необходимо осуществлять разработку подзаконных актов и совместить работодателей с профобразованием.
"Высшее образование. Сейчас проблемным является защита студентов. Наше законодательство защищает от насилия, жестокого обращения с детьми, а студенты в большинстве случаев уже являются совершеннолетними, и такая защита на них не распространяется. Уязвимыми также являются студенты первых-вторых курсов. Также, когда спрашиваешь тех студентов, которые выехали за границу, чем отличаются украинское образование от образования за рубежом, то первое отличие - в уважении к человеку. Вот у нас не хватает этого уважения друг к другу, со всех сторон, и этого бы я хотела во всех сферах образования, в частности высшем образовании, но это требует изменения ментальности", - рассказала Лещик.
По ее словам, также на этом уровне есть проблемы доступа к образованию с ВОТ, в частности то, что для детей, поступающих с временно оккупированных территорий не выделяют достаточное количество бюджетных мест.
"Это вызвано, в частности, тем, что Квота 2 включает и детей с приграничных территорий, и с территорий с высоким уровнем риска боевых действий, и территорий, которые были освобождены от оккупации в год поступления. Я понимаю сложности детей, проживающих недалеко от зоны боевых действий, но они все-таки в украинской системе образования, а детям с ВОТ очень трудно присоединяться и учиться в украинской системе образования. И такое сочетание не на пользу, потому что часть детей не получает государственное финансирование", - добавила она.
Кроме того, омбудсмен обратила внимание на проблемные вопросы с реорганизацией, ликвидацией и слиянием вузов.
Как сообщалось, 1 ноября 2024 года Кабинет министров назначил Надежду Лещик образовательным омбудсменом. До назначения, она была начальником отдела медиа и аналитики Службы образовательного омбудсмена.