Осмаев до сих пор считает, что в одесской квартире в январе 2012 г. взорвался газ
Главный обвиняемый в деле о подготовке теракта против президента Российской Федерации Владимира Путина Адам Осмаев считает, что в квартире на ул. Тираспольской в Одессе, откуда начались события, приведшие его на скамью подсудимых, 4 января 2012 года взорвался газ.
"Когда я пришел в квартиру 4 января, то ребята (Илья Пьянзин – экстрадирован в РФ и Руслан Мадаев – погиб во время взрыва – ИФ) варили что-то на газовой горелке. Я почувствовал неприятный запах, похожий на газ, и спросил, что у вас тут пахнет. Надо было проветрить, поэтому я повернулся к окну, чтобы его открыть. В этот момент произошел взрыв. Я до сих пор считаю, что взорвался газ", - сообщил А.Осмаев агентству "Интерфакс-Украина" в переданном через адвоката заявлении.
Он также отметил, что пытался вытащить из пожара Р.Мадаева, из-за чего у него обгорели руки. Также от взрыва у А.Осмаева обгорела спина. В связи с этим, по его словам, он не остался на месте происшествия.
"Я в шоковом состоянии вышел со двора дома, искал медицинскую помощь. Далее первое время вообще плохо помню, а позже я, конечно, хотел обратиться в соответствующие органы, но только с адвокатом. Потому что в Украине, как и в России, можно легко из свидетеля стать подозреваемым, особенно чеченцу. А Одессу я не покидал, потому что не считал себя виновным, более того, здесь у меня жена, близкие", - написал А.Осмаев.
Как сообщалось, 6 января 2012 года Главное управление МВД Украины в Одесской области возбудило уголовное дело по факту пожара в доме по ул. Тираспольской, 24, во время которого погиб 26-летний гражданин Российской Федерации и серьезно пострадал 28-летний гражданин Казахстана. Тогда агентству "Интерфакс-Украина" в отделе по связям с общественностью ГУ МВД Украины в Одесской области сообщили, что по предварительным выводам экспертов причиной пожара стал взрыв природного газа.
А.Осмаев был задержан в Одессе 4 февраля 2012 года по подозрению в совершении взрыва 4 января 2012 года на улице Тираспольской в Одессе.
Спустя некоторое время уголовное дело, возбужденное ранее органами МВД по ст. 263 УК Украины ("незаконное обращение с оружием, боевыми припасами или взрывчатыми веществами"), Генпрокуратура Украины направил для расследования в следственный отдел управления СБУ в Одесской области, т.к. на месте пожара правоохранители нашли элементы самодельных взрывных устройств. Тем временем И.Пьянзин был также задержан и начал активно сотрудничать со следствием.
27 февраля в СБУ заявили, что задержанием в Одессе российские и украинские спецслужбы предотвратили планы террористов по подготовке покушения на В.Путина после президентских выборов в РФ. В марте 2012 года показания подозреваемых позволили возбудить в отношении задержанных дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 258-3 УК Украины ("создание террористической организации"), ст. 14, ст. 258 УК Украины ("подготовка теракта").
Летом 2012 года РФ попросила у Украины выдать ей А.Осмаева и И.Пьянзина, однако защиты обоих подозреваемых в терроризме оспорили решение ГПУ об их выдаче в судах. И, несмотря на то, что суды подтвердили законность экстрадиции обоих задержанных в РФ, задержка позволила адвокатам А.Осмаева подать заявление о незаконности его экстрадиции в РФ в Европейский суд по правам человека. Адвокаты И.Пьянзина готовили аналогичное заявление, но подать его не успели – в конце августа 2012 года И.Пьянзин был доставлен в РФ, где уже отказался от своих показаний, сделанных в Украине.
Следствие по уголовному делу в отношении А.Осмаева закончилось осенью, и 16 ноября ГПУ утвердила обвинительное заключение и направила в Приморский райсуд Одессы уголовное дело по обвинению А.Осмаева. Предварительно заседание по этому делу прошло 5 декабря. На нем суд отклонил ходатайство защиты А.Осмаева об отправке дела на дорасследование. Первое заседание по делу А.Осмаева по сути состоялось 24 декабря. Перед этим заседанием А.Осмаев сделал заявление об отказе от всех показаний, данных им во время досудебного следствия.
Представители А.Осмаева неоднократно жаловались, что украинские правоохранительные органы ограничивают его право на защиту. Сам А.Осмаев также заявлял о давлении на него со стороны следователей СБУ.