Мнение Венецианской комиссии про закон о люстрации нужно воспринимать через призму европейского направления развития - юрист
Негативное мнение Венецианской комиссии, относительно закона о люстрации, нужно воспринимать через призму европейского направления развития, и без доработки этот закон не может восприниматься европейским сообществом положительно, считает советник правовой группы "Побережнюк и партнеры" Сергей Авраменко.
"Юридические тонкости мало кого интересуют, даже тех, кто принимал участие в разработке и голосовании за этот закон. Такой подход является не конструктивным. Именно это и имел в виду председатель Венецианской комиссии, когда указал, что закон об очищении власти является "плохим законом". Конечно, к такой оценке можно относиться по-разному, но главное было сказано: в существующем виде закон о люстрации не может восприниматься положительно европейским сообществом", - сказал он агентству "Интерфакс-Украина".
Юрист отметил: "чтобы понять значение и последствия такого комментария со стороны председателя Венецианской комиссии, нужно, прежде всего понимать, что же такое Венецианская комиссия". Венецианская комиссия (официальное название Европейская комиссия "За демократию через право") было создана в 1990 году при Парламентской ассамблее Совета Европы с целью "быстрого конституционного реагирования", а фактически для помощи странам Восточной Европы в разработке их конституций для гармонизации с европейскими демократическими стандартами.
Со временем сфера деятельности была расширена, и сейчас это фактически орган для обмена юридическим опытом.
"Особенность статуса Венецианской комиссии состоит в том, что она формально не имеет реальных полномочий, и ее рекомендации не являются обязательными к исполнению. Однако за время своей деятельности комиссия получила такой авторитет среди стран, что обращение к ней стало залогом демонстрации страной стремления к демократии, а рекомендации комиссии по тем или иным вопросам уже не могут не учитываться, так как это сразу представило бы страну демократическим европейцам не в лучшем свете ", - сказал С.Авраменко.
Юрист отметил, что, таким образом, любые заявления Венецианской комиссии негативного характера о законодательных актах должны восприниматься, прежде всего, через призму европейского направления развития, который задекларирован Украиной.
Он также подчеркнул, что подход европейских стран в вопросах люстрации не сформирован. В частности, люстрация проводилась в Чехии, Польше, Германии, Латвии, Литве, Эстонии, Румынии и других, с учетом специфики, которая сложилась в этих странах на время ее проведения.
"Украина в этом вопросе пошла своим путем, и применила более объемные требования к проведению люстрации. Следует отметить, что европейцами люстрация, прежде всего, воспринимается через ее согласованность с правами человека, которым, как известно, придается определяющее значение европейским сообществом при нормотворчестве и правоприменении. Поэтому есть много вопросов о соответствии положений закона об очищении власти правам человека и гражданина", - сказал он.
"Хочется надеяться, что в ближайшее время все же будет найдена приемлемая правовая формула по применению положений, направленных на "очищение власти", которая позволит говорить о демократическом направлении развития Украины", - считает С.Авраменко.
Как сообщалось, 3 февраля председатель Европейской комиссии "За демократию через право" (Венецианская комиссия) Джанни Букиккио выразил мнение, что люстрацию в Украине следует приостановить с тем, чтобы доработать закон об очищении власти.
Закон о люстрации Верховная Рада приняла 16 сентября с третьей попытки. Премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что под действие этого закона попадает около 1 млн человек. По словам главы правительства, под этот закон попадает вся вертикаль украинской власти.
3 октября П.Порошенко заявил, что намерен подписать закон об очищении власти, но не исключил его обновления в случае замечаний Венецианской комиссии.