Кабмин пока в полной мере не урегулировал порядок предоставления брони при проведении мобилизации – юрист

Кабинет министров Украины пока в полной мере не урегулировал порядок предоставления брони (освобождения) при проведении мобилизации, однако подзаконные нормативные акты позволяют ориентироваться в вопросах предоставления брони.
Об этом агентству "Интерфакс-Украина" сообщил старший юрист правовой группы "Побережнюк и партнеры Николай Якименко, комментируя особенности реализации закона о мобилизационной подготовке и мобилизации.
Юрист отметил, что согласно закону о мобилизации не подлежат призыву на воинскую службу во время мобилизации военнообязанные, забронированные на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти, иными госорганами, органами местного самоуправления, а также за предприятиями, учреждениями и организациями в порядке, установленном Кабинетом министров.
При этом для попадания в категорию не подлежащих призову на воинскую службу во время мобилизации следует отвечать как минимум двум критериям: быть военнообязанным, т.е. находится в категории лиц, которые находятся в запасе для укомплектования ВСУ и других воинских формирований в особенный период и для выполнения работ по обеспечению обороноспособности страны, а также быть забронированным за соответствующими органами и предприятиями, учреждениями и организациями.
"В нормах закона о мобилизации идет речь о порядке бронирования, который должен быть установлен, в частности, Кабинетом министров, но на сегодняшний день такого порядка как целостного документа и документа с аналогичным названием нет", – сказал он.
В то же время, по мнению Н.Якименко, в законе о мобилизации содержится ряд норм, которые в той или иной мере относят решение подобных вопросов к компетенции как правительства, так и иных органов, при этом "если такие нормы собрать воедино, то можно проследить регулирование определенного порядок бронирования".
В частности, исходя из норм закона о мобилизации, Кабмин организует бронирование военнообязанных за органами государственной власти, другими госорганами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и на военное время. Местные органы исполнительной власти вместе с военными комиссариатами организуют бронирование военнообязанных и обеспечивают предоставление отчетности по вопросам бронирования военнообязанных в порядке, определенном Кабмином.
В свою очередь, предприятия, учреждения и организации обязаны вести учет военнообязанных, резервистов и призывников, из числа работающих, осуществлять мероприятия по бронированию военнообязанных и предоставлять отчетность по этим вопросам соответствующим органам госвласти.
Бронированию подлежат военнообязанные, работающие в органах государственной власти, других госорганах, органах местного самоуправления и на предприятиях, в учреждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания (заказы), в случае, если такое бронирование необходимо для обеспечения функционирования указанных органов и выполнения мобилизационных заданий.
"Таким образом, установление определенного порядок бронирования в форме единого целостного документа не является аксиомой и отправной точкой для реализации положений закона о мобилизации, равно как и регулирование подобных вопросов не является исключительной и незыблемой прерогативой Кабмина", - сказал юрист.
Он отметил, что, в то же время, согласно закону о мобилизации функции по координации мобилизационной подготовки и мобилизации в органах исполнительной власти и других госорганах осуществляются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование госполитики в сфере экономического развития. В данном случае, в Минэкономразвития Украины существует и работает Межведомственная комиссия по вопросам бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время, которая создана в соответствии с постановлением Кабмина 3 октября 2012 года, имеющим грифом "Для служебного пользования".
"При этом ранее постановлением межведомственной комиссии по вопросам бронирования военнообязанных за предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и военного времени и приказом министра обороны Украины еще в 1996 году была утверждена инструкция по бронированию. Указанная инструкция также имеет гриф "для служебного пользования", что не дает возможности в полной мере ознакомиться с ее положения из доступных официальных источников", – сказал Н.Якименко.
В целом, согласно указанной инструкции, предприятия разрабатывают и подают в министерства и ведомства, в управлении которых они находятся, перечни должностей и профессий, подлежащих бронированию. Министерства и ведомства подают свои предложения в Минэкономразвития, а оно, в свою очередь, Кабмину.
После одобрения Кабмином эти перечни в виде правительственных решений направляются в заинтересованные министерства и Генеральный штаб. Министерства доводят перечни до предприятий, а Генштаб – военным комиссариатам.
Предприятия вместе с военными комиссариатами по месту нахождения предприятия, проводят работу по оформлению удостоверений об отсрочке от призыва военнообязанным работникам, которые подлежат бронированию и присылают сообщения о зачислении на специальный воинский учет в соответствующих военных комиссариатов.
С объявлением о мобилизации руководители предприятий обязаны вручить забронированным удостоверение об отсрочке от призыва.
"Таким образом, в целом бронирование военнообязанных урегулировано соответствующими законодательными и принятыми в их исполнение нормативно-правовыми актами, хотя в настоящее время изменились и понимание, и видение бронирования. На данный момент ранее наработанное нормативная база будет применяться с возможными корректировками к сегодняшним реалиям", – считает юрист.
"Учитывая особенность сферы регулирования такими актами и то, что они имеют зачастую гриф "Для служебного пользования", то, к примеру, оспорить такие в том числе и в судебном порядке будет трудно, что собственно не оставляет иного выбора как выполнять те процедуры и требования, которые предусмотрены этими актами", – подчеркнул Н.Якименко.