События

Гослекслужба не одобряет инициативу повышения предельного веса наркотиков, за который наступает криминальная ответственность

 Государственная служба Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками не одобряет инициативу Министерства здравоохранения по изменению предельного веса наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, за приобретение и хранение которого лицо не несет уголовную ответственность.

Соответствующую позицию ведомство обнародовало в связи с обнародованием проекта приказа Минздрава, который со ссылкой на Стратегию государственной политики по наркотикам на период до 2020 года предлагает установить новые стандарты определения "небольших", "больших" и "особо больших" объемов наркотических средств, прекурсоров и психотропных веществ, повысив их пороговое значение.

В Гослекслужбе считают, что применение методологии Международного комитета ООН по контролю за наркотиками (МККН), в частности ориентация на "суточные дозы для статистических целей" (S-DDD), является необоснованным для определения "небольших", "больших" и "особо больших" размеров. При этом в сообщении отмечается, что S-DDD рекомендован МККН к использованию в научных целях как инструмент для сравнения и контроля за потреблением лекарственных препаратов, которые содержат наркотические средства и психотропные вещества.

Гослекслужба также считает некорректной ориентацию в данном вопросе на европейский опыт, так как он несопоставим с "историческими, политическими и социально-экономическими процессами в Украине". Как подчеркивают в ведомстве, приобретение и хранение наркотиков для собственного потребления в большинстве европейских стран является уголовно наказуемым, хотя и не предусматривает наказания в виде лишения свободы. В этой связи Минздраву следовало бы представить сравнительную статистическую информацию о размерах штрафов, предусмотренных в странах ЕС за административное правонарушение в этой сфере по сравнению с аналогичным видом наказания в Украине, отмечается в сообщении.

"Административный штраф с обязательным лечением и последующей ресоциализацией лица, имеющего психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ, является альтернативным вариантом депенализации в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ", - подчеркивает Гослекслужба.

По мнению ведомства, изменения нормативно-правовой базы должны предусматривать не только наказание, но и недопущение рецидива, расширение альтернативных возможностей лечения наркозависимости и усиление ответственности лиц. "Для этого необходимо, в том числе, определиться с целесообразностью депенализации (освобождение от уголовной ответственности и/или наказания - ИФ) некоторых деяний, связанных с наркотиками, и внесения соответствующих изменений в законодательство с сохранением за этими действиями статуса правонарушения", - говорится в сообщении.

В то же время, отмечают в ведомстве, депенализация не может рассматриваться в качестве самодостаточного мероприятия, поскольку она не решает проблемы наркомании. "Одновременно с депенализацией должна быть усилена профилактическая деятельность, повышена эффективность лечения и реабилитации наркозависимых", - говорится в сообщении.

Как сообщалось, Минздрав в марте предложил изменить классификацию предельного веса некоторых наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, которые находятся в незаконном обороте, так как их заниженные объемы способствуют привлечению к уголовной ответственности не столько дилеров и организаторов наркобизнеса, сколько потребителей наркотиков, требующих медицинской, психологической и социальной помощи.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ