Встречи в Женеве, Брюсселе и Вене позволили уменьшить напряжение вокруг Украины – экс-глава МИД Грищенко
Двусторонние американо-российские переговоры в Женеве, заседание Совета Россия-НАТО в Брюсселе, заседание Постоянного совета ОБСЕ в Вене, которые состоялись на этой неделе, позволили в определенной степени уменьшить напряжение вокруг Украины, считает бывший вице-премьер-министр Украины (2012-2014), министр иностранных дел Украины (2010-2012, 2003-2005) Константин Грищенко.
"Я думаю, что эти встречи позволили в определенной степени, хотя и не кардинально, уменьшить напряжение вокруг Украины, и ожидание катастрофического сценария несколько спало. Когда ведутся предметные разговоры, те, кто принимал участие, должны после этого отчитаться своему руководству, руководство, как правило, должно немного подумать - все это приводит к тому, что какого-то импульса для применения силовых методов, видимо, в ближайшее время не будет", - сказал Грищенко агентству "Интерфакс-Украина" в четверг.
Он подчеркнул, что результаты состоявшихся переговоров "очень скромные, но они есть".
Грищенко указал, что РФ на переговорах достигла того, что с ней стали разговаривать на высоком уровне. "Их угрозы и ультиматумы открыли возможность для того, чтобы Россия вернулась, как влиятельный фактор, в международную политику. Для них это принципиально важно, поскольку Россия видит себя именно таким большим игроком", - пояснил он.
В то же время, по словам Грищенко, для Соединенных Штатов задание было такое же, как и для Украины, - снизить уровень напряжения, уровень угрозы и перейти к обсуждению предметных вопросов и обеспокоенностей, потому что то, что вкидывалось в информационное пространство, не может рассматриваться с российской стороны как обоснованная обеспокоенность, которая базируется на фактах.
"Членство Украины в НАТО - это ритуальный вопрос. Его будут поднимать, пока мы живем. Оно не имеет под собой никакого серьезного обоснования, поскольку НАТО, как Альянс, само, все вместе, не может принимать решение о нападении на Россию. Этого представить себе при любых обстоятельствах невозможно. И это прекрасно знают те, кто серьезно этим занимается. Потому вступление, невступление Украины в НАТО - ничего не меняется. Вопрос в другом: вопрос в том, где размещаются ударные системы, каким образом обезопасить и Россию, и европейские государства от угрозы случайного или сознательного использования таких систем", - рассказал он.
Грищенко отметил, что для этого есть инструменты. По его словам, до последнего времени был Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который запрещал их развертывание и производство. Также есть Договор об обычных вооруженных силах, который устанавливал ограничения по количеству как вооружений, как и личного состава на определенных участках. Кроме того, был Договор об открытом небе, который позволял таким странам, как Украина, иметь свои национальные системы, которые имели право вести разведку в пограничных районах.
"Все это было, но было разрушено, и не только из-за позиции России, а из-за абсолютно странных подходов администрации Трампа. Можно, и это, наверное, было бы лучшим выходом из ситуации, если бы Россия и США вернулись к серьезному обсуждению модернизации или приведения к современным реалиям тех инструментов, которые работали длительное время", - считает Грищенко.