Замминистра инфраструктуры Украины обвинил польских фитосанитаров и ветеринаров в огромных очередях фур на границе

Ситуация на украинско-польской границе становится критической и может перерасти в катастрофу: очереди грузовиков с украинской стороны в отдельных случаях достигают 45 км, водители живут на обочине возле пунктов пропуска, в ужасных условиях, по неделе и больше, теряя доход, заявил заместитель министра инфраструктуры Украины Мустафа Найеем.
"И ситуация становится критической. В очередях происходят драки, перевозчики угрожают блокировкой трассы. Главная причина этих очередей всем известна – это низкая эффективность работы польских служб, которые проводят фитосанитарный и ветеринарный контроль", – написал он в Facebook в субботу.
По словам Найема, не надо идеализировать ни пограничную, ни таможенную службы, но за последние четыре месяца их работа стала более эффективной. "Главный показатель – сравнение длины очередей с украинской и польской стороны: если с нашей стороны, на экспорт, они достигают от 10 до 45 километров, то с польской стороны 5 километров – максимум", – пояснил замминистра.
Он уточнил, что количество работников обеих служб увеличилось почти в 1,5 раза, среднее время прохождения одного авто через украинские службы уменьшилось до 10-15 минут, происходят точечные реконструкции самих пунктов пропуска.
"Наши службы готовы проверять больше и больше грузовиков каждый день. Но поток из тысячи автомобилей упирается в пробку на польской стороне", – констатировал Найем.
Он заявил, что с начала полномасштабного вторжения России фитосанитарный и ветеринарный контроль на польской границе замедлился в несколько раз. В качестве примера замминистра привел пункт пропуска "Дорогуск", где в докризисный период в сутки польские фитосанитарные и ветеринарные службы принимали около 80 грузовиков в сутки, а за последние пять дней – 12-25 грузовик в день.
"Цинично, что на этом фоне польские перевозчики угрожают перекрывать трассы, требуя помогать уезжать пустым грузовикам вне очереди. Они жалуются на конфликты в очередях и агрессивное поведение наших водителей", – написал также замминистра.
По его мнению, требовать внеочередного выезда польскими перевозчиками – "это яростная несправедливость", так как польский перевозчик благодаря эффективности украинских служб почти без очереди въехал в Украину и успевает за неделю сделать две "ходки", тогда как загруженный украинский перевозчик вынужден проводить в очередях до недели.
"Анонсированные польскими перевозчиками блокировки трасс и акции протеста только усугубят ситуацию. Теперь наш экспорт может не просто быть приторможен, но и полностью остановлен на отдельных участках границы", – считает Найем.
Он подчеркнул, что украинская сторона многократно, на многих закрытых, открытых, совместных и двусторонних встречах предлагала простое решение – увеличить количество работников фитосанитарных и ветеринарных служб на польской стороне, предоставить украинских экспертов, которые помогали бы польским коллегам, или вывести этот контроль за пределы пунктов пропуска вглубь страны.
"Мы говорим честно, как есть: наш приоритет – увеличение объемов экспорта. Нам нужно торговать с миром. Без этого наша экономика не устоит до победы", – заявил замминистра инфраструктуры Украины.