Рада урегулировала сроки расследования военных преступлений
Верховная Рада урегулировала сроки расследования военных преступлений.
За соответствующий законопроект № 9314-д о внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс (УПК) относительно особенностей исчисления сроков досудебного расследования в условиях военного положения в целом проголосовали 278 народных депутатов на пленарном заседании в среду, сообщил член фракции "Голос" Ярослав Железняк в своем Телеграм-канале.
Как отмечается в пояснительной записке, законопроект разработан для обеспечения эффективного осуществления досудебного расследования уголовных производств в условиях военного положения, в частности, путем исключения исчисления сроков досудебного расследования в уголовных производствах по военным преступлениям и преступлениям геноцида, в которых лицу не сообщено о подозрении.
Законопроект вносит изменения в УПК, согласно которым срок досудебного расследования с момента внесения сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР) или вынесение постановления о начале досудебного расследования до дня сообщения лицу о подозрении не будет исчисляться в уголовных производствах относительно военных преступлений и преступлений геноцида.
Кроме того, в УПК внесены изменения, которые устанавливают особый режим уголовного производства в условиях военного положения, и которыми корректируется первичное нормативное регулирование вопроса исчисления во время действия военного положения сроков досудебного расследования в уголовных производствах, в которых ни одному лицу не было сообщено о подозрении на дату введения военного положения.
Ранее в эксклюзивном интервью агентству "Интерфакс-Украина" руководитель Департамента противодействия преступлениям, совершенным во время вооруженного конфликта, Офиса генпрокурора Юрий Белоусов рассказал о юридической коллизии относительно срока расследования военных преступлений.
Он пояснил, что в Уголовном процессуальном кодексе (УПК) есть отдельная статья, касающаяся военного положения, однако она не содержит однозначной трактовки.
По словам Белоусова, УПК устанавливает срок расследования по тяжким преступлениям – 18 месяцев, и если не установлены причастные и никому не предъявлено подозрение, то досудебное расследование заканчивается после 18 месяцев. Далее, как отметил руководитель Департамента войны, дело или закрывается, или прокуратура должна продлить срок расследования у следственного судьи.
"И тут вот в чем проблема: объективно у нас просто не хватит судей рассмотреть весь массив ходатайств о продлении сроков. К примеру, на всю Харьковскую область у нас сейчас около 17 тыс. уголовных производств по военным преступлениям. Продление сроков должно рассматриваться судами по местонахождению органа досудебного расследования. А в суде этого района 4 судьи. И 17 тысяч наших производств! У судей есть еще миллион других дел. Даже если они просто будут ставить печати, не рассматривая, и то не успеют", - рассказал он.
Таким образом, как отметил руководитель Департамента войны, складывается критическая ситуация, и урегулировать ее можно посредством принятия законопроектов, которые касаются внесения изменений в УПК относительно сроков досудебного расследования в период войны.
Он также рассказал, что по производствам, начатым в первые дни полномасштабного вторжения – в феврале и марте прошлого года – сроки истекают в августе.
"Если сейчас законопроект не принимается, а мы понимаем, что объективно судьи не справятся, начнем терять производства и ничего не сможем сделать. Тогда враг будет улыбаться нам в лицо, а мы ничего не сможем поделать", - подытожил Белоусов.