Эксперты не преувеличивают роль социальных сетей на грядущих выборах, но признают перспективу ее роста
Социальные сети не сыграют значительной роли для участников будущей парламентской избирательной кампании в Украине, но задействовать их будут активнее, считают эксперты.
"Мы на этих выборах увидим наибольшее по сравнению с предыдущими кампаниями использование интернет-технологий, но я бы не преувеличивал эту роль", - сказал председатель правления Комитета избирателей Украины Александр Черненко на круглом столе в среду в Киеве.
Он отметил, что интернет-технологии можно использовать для оперативного информирование о правонарушениях во время выборов и их упреждения. Но, по его мнению, электронные средства коммуникации можно также использовать для манипуляций, вбрасывания различных "уток", распространения ложной информации относительно хода голосования и фальшивых социологических опросов.
А.Черненко считает, что мажоритарные кандидаты будут активно работать в Интернете в городах-миллионниках. Он подчеркнул, что аудиторию Интернета сложно обмануть и даже если политики не имеют возможности самостоятельно вести свои блоги, Twitter или Facebook-аккаунт, то делающим это за них необходимо максимально приблизиться к стилю политика.
Глава КИУ убежден, что кампания в Интернете должна быть построена таким образом, чтобы активизировать своих сторонников. Наилучшим примером этого он назвал деятельность в социальных сетях партии "Свобода" и ее активистов.
По оценке А.Черненко, украинская аудитория сети Facebook преимущественно является "национально-демократической". "Все публичные дискуссии, которые ведутся в этой сети относительно вопросов политики, безусловно, очень оппозиционные по отношению к действующей власти, и это объективно. Facebook в этой кампании будет оппозиционным к кандидатам от власти и провластным партиям", - подчеркнул он.
Президент Bohush Communications Денис Богуш считает, что сами по себе социальные сети вообще не имеют к выборам никакого отношения. "Как я ни пытался использовать на избирательных кампаниях Интернет в разных формах – не получается и очень маленький эффект, потому как все равно приходят бабушки, которые такие слова (Twitter, Facebook) не знают и их пугаются. А тот, кто читает Facebook, на выборы не ходит. Из молодежи на выборы придет процентов десять, и не обязательно они читали ваш Facebook", - сказал он.
По его мнению, нужный эффект может быть тогда, когда из Интернета и социальных сетей информация попадает в печатные издания, потому что там ее может прочитать большее количество людей. "Весь негатив уходит в Facebook, и никаким образом не проявляется в реальности. Если бы это все проявлялось в реальности, то у нас была бы вторая "оранжевая революция". Интернет – это такое место, куда можно сбрасывать пар, и он никуда не выходит. Различные движения протеста, которые много обсуждают, но эффекта от этого никакого. Достаточно сильным инструментом являются блоги политиков, но они их делают для своих сторонников и для "тусовки", - отметил Д.Богуш.
Эксперт по интернет-коммуникациям Максим Саваневский прогнозирует, что если в ближайшие 2-3 месяца не произойдет серьезного старта оппозиционных политических сил в социальных медиа, то на предстоящих выборах не будет активного использования этого ресурса как элемента, дающего возможность политической силе правильно работать со своими сторонниками.
Он также отметил активность в социальных сетях партии "Свобода" и ее сторонников, которые активны даже без централизованного управления этими процессами. "Арсений Яценюк и его "Фронт змин" пока что не проявляет никакой активности. Очень много народных депутатов от НУ-НС и БЮТ присутствуют в Интернете, но это, скорее, не какая-то стратегия политической силы, а личные блоги в социальной сети Facebook отдельных депутатов. Мне кажется, что это недоиспользование ресурса, который у них может быть, вместе они могли бы делать намного больше", - добавил М.Саваневский.
При этом эксперт считает, что политики такого уровня как Юлия Тимошенко, Николай Азаров, Сергей Тигипко, Арсений Яценюк и другие из "первой обоймы" не должны заниматься личным ведением своих Фейсбук-аккаунтов и блогов. "Twitter еще ладно - это более простая вещь, этим можно заниматься. Ни один из топ-политиков в мире не ведет лично свою страницу в Facebook или свой блог - у них просто нет на это времени", - сказал он.
М.Саваневский подчеркнул, что от активности в социальных медиа для политиков нет заметного результата, потому что все они работают исключительно в информационной плане, то есть с целью донесения информации до своих сторонников, и у них нет стратегии постоянной работы с ними. Кроме того, минимальный срок, когда можно получить какой-то эффект от присутствия в сетях, составляет, по его словам, 7-8 месяцев, и это не требует больших финансовых затрат.
Эксперт отметил, что неплохо стартовал в Facebook премьер-министр Украины Николай Азаров. "Но форма и суть этого – это тупиковый путь для развития коммуникации в Интернете, потому что ресурс, на котором подавляется любой негатив, сам по себе не имеет никаких перспектив", - сказал он.
М.Саваневский выделил Twitter экс-премьер-министра Юлии Тимошенко, который имеет уже более 80 тыс читаталей (followers). "Это просто фантастический результат, потому что в Украине всего Твиттером пользуется около 100 тыс людей, а в месяц заходит где-то 240-250 тыс людей. Для примера: месячная аудитория Facebook составляет сейчас 1,8 млн, и если бы каждый третий пользователь Фейсбука "залайкал" (нажал кнопку "мне нравится" - ИФ) чью-то страницу, то мы бы говорили про аудиторию в 600 тыс человек. Во многом это произошло благодаря честному личному присутствию Тимошенко, она сама лично писала твиты (записи в Twitter – ИФ), читала, что ей люди пишут", - пояснил эксперт.
Немалой популярностью пользуется и страница Ю.Тимошенко в Facebook, а также странички вице-премьера Сергея Тигипко и лидера УСДП Натальи Королевской. Также эксперты отметили активность в социальных медиа лидера "Гражданской позиции" Анатолия Гриценко.