МАГАТЭ настаивает на доступе к машинным залам и крышам энергоблоков ЗАЭС

Россия до сих пор отказывает миссии МАГАТЭ в доступе к крышам реакторных блоков 1, 2, 5 и 6 Запорожской атомной станции (ЗАЭС), констатирует генеральный директор агентства Рафаэль Гросси.
"Чтобы контролировать соблюдение пяти принципов (безопасности), мы должны иметь полный доступ", — заявил он в очередной сводке на сайте агентства о состоянии дел на ЗАЭС.
По словам Гросси, МАГАТЭ также запросила осмотр всех шести машинных залов, одного за другим, чтобы иметь возможность полностью оценить присутствие или отсутствие каких-либо предметов, которые могут противоречить пяти принципам, однако в настоящее время эта просьба не удовлетворена.
Указывается, что 8 сентября эксперты МАГАТЭ посетили машинный зал 1-го энергоблока, где увидели в общей сложности пятнадцать транспортных средств, но не увидели тяжелого вооружения.
Помимо того они отметили продолжающееся наличие мин между ограждениями по периметру, но в ходе обхода территории не обнаружили никаких дополнительных мин.
В отчете также говорится, что через три месяца после разрушения Каховской плотины, расположенной ниже по течению, что привело к истощению огромного резервуара, который ЗАЭС использовал для охлаждения своих реакторов и отработавшего топлива, станция продолжает работу по расширению доступа к другим источникам воды, например, посредством бурения скважин с подземными водами. На данный момент завершено семь таких скважин из запланированных 10-12.
ЗАЭС проинформировала команду МАГАТЭ, что на семь действующих в настоящее время скважин приходится чуть более половины из примерно 250 кубических метров воды в час, необходимых для поддержания уровня воды в охлаждающих прудах в условиях, когда все агрегаты остаются в выключенном состоянии. Оставшийся объем воды в настоящее время откачивается из дренажной системы площадки.
Команда МАГАТЭ сообщила, что ЗАЭС проводит техническое обслуживание различных компонентов и систем безопасности на объекте, шесть реакторов которого остаются остановленными: один в горячем останове, а остальные в холодном останове.