Интервью

Стена стала на полметра ниже, но она все равно осталась - Александр Баринов

Эксклюзивное интервью главного исполнительного директора оператора мобильной связи "Астелит" Александра Баринова агентству "Интерфакс-Украина"

Вопрос: Второй квартал подряд "Астелит" демонстрирует значительное улучшение финансовых показателей. Прокомментируйте результаты второго квартала. Что повлияло на значительное сокращения убытка, на рост доходов и абонбазы?

Ответ: Да, у нас увеличиваются все показатели, и объяснение этому одно – к нам идут абоненты, у нас растет база. То есть, мы увеличиваем доход, не увеличивая при этом плату за услуги, а удерживая ее на одном уровне, а местами и уменьшая, и тем самым привлекаем новых абонентов. По результатам второго квартала абонентская база у нас выросла на один миллион абонентов год к году. В первую очередь она увеличивалась в региональном разрезе. А именно на западе (40%) и востоке (42%), регионах активного для нас роста, где традиционно доминирует один из наших конкурентов. При этом и в центре, где у нас сильные позиции, мы выросли почти на 10%.

Кроме этого, сама компания пребывает в хорошей спортивной форме, о чем говорят показатели эффективности. К примеру, EBITDA за год выросла на 28%, а показатель EBITDA margin во втором квартале достиг самой высокой отметки за всю историю компании, «перешагнув» рубеж в 30%. И как вполне естественный результат – чистый убыток life:) сократился почти в 2 раза, на 46%.

Важными факторами роста в этом квартале оставались мобильный интернет и смартфоны. И это с учетом того, что мы вынуждены предоставлять услугу мобильного интернета на устаревшей технологии - EDGE. В целом, трафик в нашей сети вырос в два раза на годовой основе и составил более 10 ТБ в день. При этом мы способны предоставлять стабильно высокое качество этой услуги. Синхронно с такой тенденцией мы наблюдаем рост смартфонов в нашей сети - их число увеличилось более чем в 2 раза год к году.

Во втором квартале также был фактор Евро-2012, но он больше повлиял на пиковые значения в дни проведения матчей, когда трафик вырастал в разы. Конечно, чемпионат был своего рода испытанием для нашей сети, с которым мы успешно справилась. Это говорит о том, что мы правильно инвестировали в подготовку к этому мероприятию.

Вопрос: Прошло уже 2 летних месяца. Как Вы оцениваете туристический сезон в этом году?

Ответ: Как очень горячий - в прямом и переносном смысле этого слова. Мы наблюдаем небывалый рост туристов, как из Украины, так и в Украину. Например, число клиентов life:), путешествующих за границу, выросло на 90% год к году и составило 1,5 млн абонентов. Это 20% от нашей абонентской базы. Интересно, что это не просто абоненты, которые зарегистрировались в гостевой сети и «замолчали» – это абоненты, которые активно пользуются связью за границей.

Например, только исходящий голосовой трафик вырос в полтора раза. Нам приятно осознавать, что происходит стремительный рост потребления роуминга, традиционно считающегося дорогостоящим, а значит – недоступным. Мы довольны, что своими ценами на роуминг смогли разбить этот стереотип.

Вопрос: Вы отслеживали эти полтора миллиона? Это постоянные абоненты life:) или те, кто воспользовался Вашими сим-картами при выезде за рубеж?

Ответ: Это разные абоненты: независимо от того, от какого оператора они к нам пришли, мы их считаем своими. Что еще удивительно – это рост мобильного интернета в роуминге, еще одного традиционно “luxury”продукта. Сейчас у нас его потребление выросло в 17 раз. Такие результаты связаны с тем, что мы смогли заключить выгодные контракты с 20 операторами в Европе. Как следствие нам удалось снизить стоимость мегабайта для абонента до 99 копеек.

Кроме наших туристов, выезжающих из страны, растет количество туристов, которые приезжают в Украину. В этом году все факторы, и главное – погода, сопутствуют успеху. Наши продажи не только повторяют показатели прошлого года, а и значительно их превосходят. Плюс к этому, мы обратили внимание на очень интересную тенденцию – десятки тысяч абонентов возвращаются на отдых в Украину с нашими сим-картами, приобретенными в прошлом году. Это значит, что абоненты остались довольны и считают нас самым выгодным оператором – а это самый важный критерий успеха.

Вопрос: На телекоммуникационном рынке Украины сейчас довольно неспокойно. Антимонопольный комитет активно изучает вопрос тарифов мобильных операторов. Но речь идет только о ваших конкурентах. Были ли у АМКУ вопросы к Вам, предъявлялись ли претензии?

Ответ: Мне совершенно очевидно, почему АМКУ обратил внимание на двух наших конкурентов. Давайте не забывать, что их рыночная доля в общей сложности составляет свыше 80%. Уверен, что такой факт не мог не вызвать интереса со стороны Антимонопольного комитета. Кроме того, в отличие от наших конкурентов, мы не повышали цены на базовые тарифы. Наоборот, в ряде региональных тарифов мы существенно снизили стоимость, особенно в преддверии лета - на международную связь и услуги роуминга, например.

Вопрос: И все-таки были ли к Вам запросы в связи с изучением этого вопроса?

Ответ: Да, конечно, ведь мы являемся частью исследования рынка. Но так как мы не находимся в позиции доминирующего оператора и даже теоретически не попадаем под положение, связанное с защитой конкуренции на рынке, да и тарифы не повышаем, претензий к нам нет.

Вопрос: Не Вы были инициаторами расследования?

Ответ: Нет, не мы. Более того, мы немало удивились такому повороту событий, так как на протяжении многих лет мы пытались привлечь внимание Антимонопольного комитета к вопросу о ставках интерконнекта, который лежит в этой же плоскости, что и ценообразование наших конкурентов. Мы всегда считали, что на рынке существуют барьеры, которые сформировались за счет доминирования двух крупных операторов. Их необходимо ломать, чтобы рынок двигался вперед. И один из таких барьеров – это ставки. Ведь сегодня наши конкуренты делают все, чтобы замкнуть трафик внутри своих сетей. Поэтому абоненты пользуются двумя-тремя сим-картами либо же минимально звонят за пределы своей сети.

Как результат, в Украине сложилась удивительная ситуация, когда звонок в США стоит дешевле, чем звонок на другую сеть. К примеру, у одного из крупных операторов есть тариф для восточных регионов, в котором звонок на другую сеть стоит одну гривну двадцать копеек. При этом в ту же Америку из этого региона можно позвонить в два, а то и в два с половиной, раза дешевле. Более того, совершенно не понятно, почему абоненты этого же оператора в Донецке, где его доля составляет более 80%, платят за услуги связи при звонках абонентам других операторов в четыре раза больше абонентов Киева, где доля оператора меньше? Разве у людей в Донецке выше доходы или издержки оператора выше? Поэтому, с моей точки зрения, то, что АМКУ обратил внимание на подобную ценовую политику наших конкурентов – вполне естественно.

Вопрос: Вы говорите, что Ваши конкуренты вводят высокие ставки для звонков на другие сети по Украине и это значительно ограничивает возможности потребителя. Какой выход из описанного Вами положения?

Ответ: Выход простой - определение и регулирование доминирующих операторов. Это может касаться как розничных цен, так и ставок интерконнекта. Сегодня в мире существует универсальная формула – ассиметричные ставки, которые полностью убирают барьеры на оптовом рынке, и определение границ ценообразования, как максимальной, так и минимальной, за пределы которых доминирующие операторы на розничном рынке не могут выходить. При этом не надо изобретать велосипед - это мировая практика, реализуемая во многих странах мира.

Сегодня отсутствие здоровой конкуренции на нашем рынке и наличие барьеров в виде единой для всех операторов высокой ставки интерконнекта вызывают дороговизну межсетевых звонков. Потому что вот какая ситуация – если мы берем отдельно взятый тариф отдельно взятого абонента, то эти услуги дешевле или соизмеримы со стоимостью услуг в других странах. Но давайте посмотрим на количество абонентов, обладающих двумя-тремя сим-картами. Это говорит о том, что по большому счету каждому абоненту нужно умножать свой счет на мобильную связь на 2-3. И тогда вопрос – а что фактически тратит потребитель на мобильную связь? И поэтому за пафосной риторикой наших конкурентов мы не замечаем самого главного – абоненты тратят много и причиной этого является как раз отсутствие здоровой конкуренции на рынке и наличие барьеров. Да, они стали чуть ниже, так как в прошлом году ставки интерконнекта были снижены. Это значит, что стена стала на полметра ниже, но она не разрушена.

Вопрос: Но в прошлом году произошло снижение ставок интерконнекта. Отметили ли Вы увеличение межсетевого трафика?

Ответ: Мы увидели, что вслед за этим наши конкуренты практически во всех тарифах подняли стоимость звонков на внешнюю сеть, таким образом, компенсировав снижение ставок. Образно говоря, рядом с одной стенкой воздвигли другую. При этом мы пытаемся через эту стену перепрыгнуть, но это дается большим трудом и затратами. Например, в восточном регионе у нас есть тариф, где стоимость звонков на другие сети составляет 9 копеек, что значительно ниже ставки интерконнекта. Но ведь это же ненормально. Такая ситуация сдерживает рынок и в конечном итоге - инвестиции.

Вопрос: Еще один активно обсуждаемый на рынке вопрос – это Фонд универсальных услуг. Недавно комиссия обнародовала очередной проект закона о Фонде. Он немного отличается от прежних проектов. Как Вы относитесь к нему?

Ответ: Вопрос непростой. По нашему мнению, мы начали решать этот вопрос с конца, обсуждая "как?", мы еще не ответили на самый важный вопрос – "для чего?". Да, в мире есть опыт формирования подобных фондов, есть различные механизмы их реализации. Но это все вторично. Самый важный вопрос – какую проблему мы будем решать, какие универсальные услуги будем предлагать для потребителя, и как будем измерять продвижение к цели. Только тогда, когда будет четкое понимание цели, ради которой создается фонд и происходят отчисления, гораздо проще ответить на вопрос – «Как правильно это сделать?».

Вопрос: Вы комиссии задавали эти вопросы?

Ответ: Да, конечно. Мы плотно обсуждаем сущность той самой универсальной услуги, которая будет предлагаться абоненту. Ведь сформулированные в законопроекте нормы пока описывают эту тему весьма расплывчато.

Вопрос: Будут ли мобильные операторы выступать единым фронтом против создания фонда, как это было в прошлый раз?

Ответ: Конечно, мы этот вопрос обсуждаем на уровне операторов. Сегодня операторы сходятся в одном – нужно понять сначала, на что эти деньги будут потрачены. Потому что в противном случае мы столкнемся с ситуацией, когда фонд сформирован, в него происходят отчисления и начинаются еще более острые дискуссии о целесообразности трат. Поэтому важно ответить на все накопившиеся вопросы еще на стадии законотворчества.

Вопрос: Недавно председатель НКРСИ заявил, что три мобильных оператора – это очень много для рынка и что этот вопрос комиссия будет учитывать при выдаче будущих лицензий на связь четвертого поколения. Прокомментируйте, пожалуйста, это заявление.

Ответ: Я отвечу так. Технологический прогресс развивается по принципу конусной спирали – места для игроков остается все меньше, времени для возврата инвестиций необходимо все больше. Посмотрите на этот вопрос в ретроспективе – восемнадцать лет тому назад рынок мобильной связи в Украине только начал формироваться, люди мечтали о мобильности. Поэтому при отсутствии конкуренции, оператору надо было просто поставить вышку, чтобы заполучить абонентов. Возврат инвестиций происходил практически мгновенно.

Сегодня рынок достиг полного насыщения, конкуренция повысилась. Дальше начинается следующий этап – капитальные инвестиции при реализации новых технологий увеличиваются, но при этом их возврат растягивается. Если говорить о развертывании сетей четвертого поколения всеми операторами, то страну необходимо будет буквально «заставить» тысячами новых базовых станций. Поэтому я вижу несколько вариантов развития событий. И один из них – это построение всеми операторами одной общей сети. При этом количество операторов, пользующихся инфраструктурой, может быть неограниченное, включая мелкие, нишевые MVNO, операторов, продающих услуги отдельным группам потребителей: домохозяйкам, любителям балета, спортсменам и т.д.

Здесь, с моей точки зрения, очень важна роль государства, которое эти правила игры определит. Поэтому недавнее заявление регулятора – это знак, что государство более взвешенно и прагматично начинает смотреть на ресурс, который у него есть, и на возможности бизнеса по его реализации.

Вопрос: Как Вы считаете, может ли у нас быть такая ситуация, что операторы объединятся?

Ответ: А почему бы и нет? Капитальные инвестиции возрастут, а их возврат затянется. Первый пример, когда три оператора сели за стол переговоров – это строительство совместной сети в Киевском метро. Существует простая проблема – в Киеве в метро абонент любого оператора не может получать и отправлять SMS и пользоваться мобильным интернетом. Это именно те услуги, которые наиболее востребованы в метро. При этом проблема одинакова для всех операторов. Поэтому они сели за стол переговоров, совместно разработали технические требования, провели тендер, заручились поддержкой городских властей. Сейчас мы подходим к финишной прямой, когда будем не только совместно строить инфраструктуру, но и совместно владеть ею.

Вопрос: А вроде "ЕСУ" (владелец "Укртелекома" - ИФ) выиграл соответствующий тендер?

Ответ: "ЕСУ" – это всего лишь компания-подрядчик, предложившая лучшее решение и которая будет создавать инфраструктуру для операторов, получать разрешения, вводить в эксплуатацию. После этого каждый оператор будет владеть своей долей сетевой инфраструктуры в этом проекте.

Вопрос: У вас получилось сейчас договориться?

Ответ: В настоящий момент все три оператора полностью согласовали то, что они хотят получить. Теперь мы переходим в фазу имплементации.

Вопрос: Когда может начаться строительство сети? Ответ: Надеюсь, что решение технических вопросов не займет много времени, и строительство может начаться уже в этом году. Вопрос: Тогда может быть и в случае выдачи новых лицензий на связь третьего и четвертого поколений операторы смогут объединиться? Ответ: Не хочется быть пессимистом, но такой переговорный процесс идет гораздо легче, когда на рынке существует сбалансированная конкуренция. Ведь почему переговорный процесс в Киеве по метро был достаточно легким? Потому что доли операторов в столице приблизительно равны. Исторически здесь нет доминирующего оператора и как результат - в Киеве самые низкие тарифы на межсетевые звонки. Киев – это идеальная модель или иллюстрация - как должен выглядеть мобильный рынок Украины. Когда выровнены доли операторов, когда идет здоровая конкуренция за абонента по цене и по качеству услуг. До того момента, пока все существующие перекосы не будут устранены, договариваться будет весьма сложно. Ведь когда есть кто-то доминирующий, он хочет продолжать доминировать. Вопрос: Раз уж мы коснулись вопроса строительства сетей будущего поколения, вопрос выдачи новых лицензий, по вашим данным, когда будет решен? Ответ: Пока сложно что-то прогнозировать по срокам. Вопрос: Комиссия дает какие-то прогнозы по этому вопросу? Ответ: Я знаю, что комиссия работает над этим вопросом. Но здесь мы подходим к главной теме – в стране должна быть сформулирована политика развития телекоммуникационной отрасли. Этой политики пока нет. И с моей точки зрения, именно поэтому многие вопросы пока остаются без ответов.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ