Интерфакс-Украина
17:03 04.03.2013

Хомутынник: Спешить со всеобщим декларированием не стоит

6 мин читать
Хомутынник: Спешить со всеобщим декларированием не стоит
Эксклюзивное интервью главы комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной Рады Виталия Хомутынника агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: Как Вы оцениваете разработанную Кабинетом министров программу активизации экономики на 2013-2014 гг, предлагаемые ею налоговые стимулы? Ответ: Программа рассчитана на стимулирование роста ВВП. Предусмотренные в ней меры по снижению налоговой нагрузки, упрощение доступа к долгосрочным кредитам, поддержке малого бизнеса, на мой взгляд, вполне реалистичны. Кстати, многие из них уже несколько лет реализуются (в 2013 году до 19% процентов снижен налог на прибыль, в 2014 году НДС снизится до 17 процентов, до 5 процентов уменьшен налог на прибыль для производителей IT продукции и ряд других). Теперь правительству необходимо разработать и подать в парламент законопроекты, необходимые для реализации предусмотренных в программе задач. Вопрос: Каково Ваше видение пересмотра системы налоговых льгот? Ответ: Оптимизация налоговых льгот, безусловно, нужна. В нынешнем виде налоговые преференции, часто, приводят к тому, что бюджет ежегодно недополучает значительные суммы, а с другой – к нарушению принципов конкуренции ведения бизнеса. Думаю, необходимо провести серьезный экономический анализ, прежде всего, на уровне экспертов, чтобы определить, от каких льгот нужно отказаться, а какие сохранить и только после этого принимать решения. Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, инициативу Миндоходов о всеобщем декларировании доходов и так называемой нулевой декларации? Ответ: Думаю, вначале необходимо разработать концепцию такого декларирования, где определить все возможные риски, которые могут возникнуть в процессе ее реализации. В то же время, введение ежегодного декларирования доходов всеми гражданами мне кажется нецелесообразным. Чтобы такая мера принесла экономический эффект и не вызвала социального недовольства, нужно четко определить: кто и какие доходы должен декларировать, а также должны ли декларироваться расходы: кем и какие? Например, какая необходимость в подаче декларации людьми, которые работают только на одной работе и которые уже заплатили налоги, или пенсионерами, не имеющими кроме необлагаемой налогом пенсии других источников доходов? Вопрос: Может, стоит учесть международный опыт в этом вопросе? Ответ: Думаю, нам стоило бы учесть зарубежный опыт и не спешить со всеобщим декларированием. В таких странах как, например, США, Германия, Великобритания на подготовительный и переходной периоды для перехода ко всеобщему декларированию понадобилось от 3 до 5 лет. В это время осуществлялось соответствующее техническое оснащение фискальных служб, обучение персонала, широкая разъяснительная работа среди населения. Вопрос: Предполагается ли проведение налоговой амнистии перед переходом ко всеобщему декларированию доходов? Ответ: Налоговая амнистия -- это необходимый этап переходного периода ко всеобщему декларированию. Без такой разовой фиксации активов граждан не будет отправной точки, от которой в дальнейшем можно будет отсчитывать прирост или уменьшение доходов. В то же время, нужно определиться, будут ли выплачиваться налоги из доходов, задекларированных при такой "амнистии" и в каком размере. Вопрос: Что вы можете сказать относительно инициативы Кабинета министров по снижению Единого социального взноса до 15%? Ответ: Фискальная нагрузка на фонд оплаты труда сегодня не стимулирует рост экономики и, безусловно, требует пересмотра. Но какая конкретно ставка будет эффективной и приемлемой – 15 процентов или другая, на мой взгляд, зависит от возможности государства найти компенсаторы от снижения ставки, а это порядка 90 млрд грн. Размер отчислений этого взноса должен быть оптимальным с точки зрения баланса интересов бизнеса и государства. Если ставка окажется заниженной, это может привести к недофинансированию государственных социальных программ, что недопустимо. Незначительное ее уменьшение не даст эффекта для экономики. Поэтому необходимо все тщательно проанализировать. Думаю, окончательно говорить о размере ставки ЕСВ можно будет только после детального изучения этого вопроса специалистами Миндоходов и Пенсионного фонда, а также широких консультаций с бизнесом. Вопрос: Сохранится ли в случае такого снижения ЕСВ упрощенная система налогообложения? Была ли основа для слухов в начале этого года о возможности отказа от "упрощенки"? Ответ: Упрощенная система эффективно работает, давая значительные преимущества для развития малого бизнеса и весомые поступления в бюджет, потому, на мой взгляд, нет необходимости ее отменять. В прошлом году мы внесли ряд изменений в Налоговый кодекс, расширив возможности "упрощенки" (ликвидированы ограничения на использование наемных работников для 5 и 6 групп налогоплательщиков и др.). Думаю, что снижение ЕСВ сделает упрощенную систему еще более эффективной и интересной для предпринимателей. Вопрос: Есть ли необходимость, на ваш взгляд, расширять прогрессивную шкалу налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ)? Ответ: Вопрос довольно неоднозначный. С одной стороны, международный опыт показывает, что практически во всех развитых странах мира, в том числе в европейских, действуют прогрессивные системы налогообложения доходов граждан. И это оправдано с точки зрения социальной справедливости. В то же время, нужно учитывать и собственный опыт использования прогрессивной шкалы, когда повышение ставок нередко приводило к тенизации доходов, уклонению от уплаты налогов и, соответственно, к потерям для бюджета. На мой взгляд, такая ставка может быть от 10 до 20 процентов, не более. Вопрос: Как вы оцениваете законопроекты Кабмина об упрощении процедуры прекращения предпринимательской деятельности упрощенцами, не имеющими наемных работников? Ответ: Оцениваю, безусловно, позитивно. Правительство последовательно осуществляет политику по улучшению бизнес-климата в стране и поддержке малого бизнеса. Упрощение процедуры закрытия бизнеса давно назрело и положительно воспринимается в предпринимательской среде. Проще станет не только начать бизнес, а и зарегистрировать его прекращение. Законопроект очень актуальный, потому, думаю, он будет рассмотрен комитетом на ближайшем заседании. Вопрос: Ваша позиция по налогообложению депозитов: нужно ли его вводить, целесообразно ли повысить до 25% ставку по высокодоходным депозитам? Какова вероятность запрета валютных депозитов? Ответ: Напомню, что в Налоговом кодексе заложена норма по налогообложению депозитов по ставке 5%, ее введение планируется с 2015 года. Думаю, сейчас такая мера может иметь больше негативных последствий, чем какой-то положительный эффект. Наша задача - привлечь финансы в банковский сектор, а такой инициативой мы сделаем все на оборот. Я буду против таких подходов. Вопрос: Какова вероятность запрета валютных депозитов? Ответ: Думаю, вначале нужно проанализировать все риски от такого шага. Вообще, на мой взгляд, нет смысла отказываться от каких-либо источников, дающих инвестиции в экономику страны. Вопрос: Сейчас идет процесс формирования структуры нового Министерства доходов и сборов (МДС). Как вы оцениваете саму идею его создания? Ответ: Я уже говорил, что поддерживаю идею создания министерства, отвечающего за все доходы в государстве. Это европейская практика. Данная инициатива направлена на повышение уровня налогового и таможенного сервиса, борьбу с коррупцией. Кстати, это отметили представители ЕБРР. Теперь на законодательном уровне нужно урегулировать ряд вопросов, связанных с созданием и деятельностью МДС. Еще с конца прошлого года действует указ президента "О некоторых мерах по оптимизации системы центральных органов исполнительной власти", который предусматривает создание министерства доходов и сборов. В связи с этим нужно внести изменения в Налоговый и Таможенный кодексы.

ПОСЛЕДНЕЕ

До конца этого года выберем главу ГСА, которому будут доверять международные партнеры и украинское общество, – заместитель главы ВСП

Инновации помогают нам уверенно вести бизнес и удовлетворять наших клиентов – СЕО сети "Фокстрот"

Цель - оптимизировать бизнес, сделать его эффективным и прибыльным - руководитель направления "Ремонт и производство" "Укрзализныци"

Решать структурные проблемы за счет валютной политики при достаточных резервах неправильно - 1-й замглавы НБУ

Ключевая проблема сейчас - дефицит персонала, который составляет 15-20% - COO "Метинвеста" Александр Мироненко

Мы инвестиционных советов не даем. Кроме того, что стоит доверять политике НБУ и национальной валюте - Николайчук

Хотим не просто изменить процессы, а построить современную сервисную институцию с ориентацией на клиента - глава Госстата

Преодолеть водный кризис в пострадавших от войны регионах вполне возможно – Глава Госводагентства Гопчак

Языковой омбудсмен Ивановская: Язык – не предмет торга с теми, кто пришел его уничтожить

Понимание завершения войны является ключом к стратегии страхового рынка - глава СК "ИНГО"

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА