11:46
30.07.2009
Эксклюзивное интервью главы Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Виктора Суслова агентству "Интерфакс-Украина"
Вопрос: После назначения Вас главой Госфинуслуг вы объявили о намерении полностью перестроить работу комиссии. На какой стадии сейчас находится этот процесс?
Ответ: Реорганизация Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг практически завершена. Учитывая достаточно серьезные изменения, которые были проведены, можно смело сказать: Украина получила новый орган наздора за небанковским финансовым сектором.
Чтобы оценить, что было сделано и в чем были недостатки предыдущей структуры, нужно вернуться к истокам создания комиссии.
Решение о создании Госфинуслуг принято в декабре 2002 года в период, когда Украина была внесена в "черный список" FATF, как раз по причине отсутствия должного контроля и регулирования небанковского финансового сектора. Поэтому когда меня назначили (главой комиссии – ИФ), передо мной была поставлена задача как можно скорее организовать работу комиссии и как можно скорее вывести Украину из "черного списка" FATF.
Учитывая важность и безотлагательность вопроса, я принял решение построить работу комиссии по отраслевому принципу. Первым был создан департамент страхового надзора. Этот департамент сформирован относительно просто путем передачи аналогичного департамента из Министерства финансов. В тот период шла активная подготовка к принятию закона о негосударственном пенсионном обеспечении и создании системы негосударственных пенсионных фондов, поэтому был создан департамент по надзору за их деятельностью. Кроме того, были созданы департаменты по надзору за небанковскими кредитными учреждениями, в т. ч. за кредитными союзами, деятельность которых ранее не регулировалась, и департамент по надзору за финансовыми компаниями. Такая организационная структура обеспечила максимально быстрое создание комиссии.
Через шесть месяцев комиссия была практически полностью сформирована и в полном объеме она приступила к выполнению своих функций с июня 2003 года. Уже в августе-сентябре мы приняли первые международные миссии по оценке системы борьбы с отмыванием "грязных" денег. Нашу работу проверил комитет Moneyval Совета Европы и миссия FATF. Задача, которая стояла передо мной как перед новым руководителем комиссии, была окончательно выполнена, когда в феврале 2004 года Украина была выведена из "черного списка" FATF.
Однако отраслевой принцип имел свои "плюсы" и "минусы". К положительной стороне можно отнести возможность работы в комиссии лиц с узкой специализацией, например, из системы кредитных союзов или страхования, что позволило быстро набрать штат. К основным недостаткам я бы отнес большие полномочия по надзору за рынком, которыми законодательно наделены члены комиссии, директора департаментов. По всем абсолютно направлениям надзора ответственным был один человек, который получал необъятную власть над тем или иным рынком финансовых услуг. Это привело к тому, что подходы в разных секторах к регулированию небанковских финансовых рынков оказались различные. Это касалось и лицензирования, и применения штрафных санкций, и методик анализа отчетности, оценки платежеспособности, контроля качества активов, защиты интересов потребителей финансовых услуг.
Вскоре стало ясно, что рынок небанковских финансовых услуг не развивается как единый рынок, что впоследствии привело к достаточно серьезным проблемам, в том числе к выявлению случаев злоупотреблений в департаментах и отдельных коррупционных и других явлений, "крышевания" отдельных финансовых структур, что, конечно, является недопустимым.
К 2006 году, к моменту моего увольнения по политическим мотивам правительством Ю. Еханурова, эти проблемы я уже видел и уже тогда был готов переходить к функциональной структуре комиссии. Такой, которая, бы обеспечивала перекрестный надзор за финансовыми учреждениями со стороны нескольких надзорных департаментов. Вот такое решение по согласованию с Кабинетом министров было принято после моего возвращения на должность председателя Госфинуслуг в марте 2009 года.
Вопрос: Как выглядит новая структура Госфинуслуг?
Ответ: При моем назначении и собеседовании с руководством правительства передо мной уже ставилась иная задача: восстановить работоспособность Госфинуслуг, борьба с коррупцией, проведение ряда антикоррупционных мероприятий и перестройка работы комиссии таким образом, чтобы факты коррупции, которые, видимо, стали широко известны на этих рынках, были уже невозможны. Поэтому был осуществлен переход к другой структуре комиссии.
Одновременно мы начали менять саму философию надзора. Если в докризисный период это был в основном надзор за соблюдением правил, то теперь мы переходим к системе надзора, основанного на оценке рисков, как это принято в развитых странах с рыночной экономикой.
Был создан единый инспекционный департамент, в который вошли территориальные управления комиссии, ранее существовавшие самостоятельно, а также создана простая логичная система инспекционной проверочной работы за финансовыми учреждениями. Также был создан единый департамент регистрации и лицензирования финансовых учреждений, что обеспечивает одинаковые подходы к проведению единой политики в лицензировании во всем небанковском секторе.
Создан также департамент пруденциального надзора, задачей которого является обработка отчетности, контроль нормативов платежеспособности, достаточности капитала, качества активов, наличия резервов и других экономических нормативов финансовых учреждений. Логично, что в этом департаменте появился отдел, который отвечает за сводный анализ развития рынков финансовых услуг. Задачей пруденциального надзора является предупреждение кризисных явлений, отслеживание тенденции по отчетности, проведение безвыездных проверок. В ходе мирового кризиса стало ясно, что на пруденциальный надзор во всем мире стали делать главный акцент, чтобы бороться с кризисом в финансовых учреждениях не тогда, когда он уже разгорелся, а когда его можно еще предупредить.
Был создан и дополнительный специальный надзорный департамент - департамент временного администрирования финансово-кредитных учреждений. Это антикризисный департамент, под управление которого передаются финучреждения, нуждающиеся в восстановлении платежеспособности, изменении системы управления. В проблемных случаях департамент будет рекомендовать комиссии принять решение о введении временных администраций. Кроме того, он отвечает и за подготовку временных администраторов, взаимодействие с ними, анализ платежеспособности финучреждений, вопросы рекапитализации, санации.
Поскольку в Украине ввиду позиции НБУ (Национальный банк Украины – ИФ) на государственном уровне принято решение не поддерживать небанковский финансовый сектор за государственный счет, то источниками рекапитализации могут быть только средства акционеров, инвесторов. Поэтому в обязанности данного департамента входит ведение работы с акционерами и потенциальными инвесторами.
Такой департамент необходим в условиях кризиса и правильность решения о его создании была подтверждена в первые же дни его работы. В Украине кризис будет достаточно долгим. В небанковском финансовом секторе работает более 2 тыс. финучреждений, многие из них испытывают серьезные сложности. Мы же хотим эти учреждения вывести из кризисного состояния, потому что в них вложены средства граждан.
В структуре комиссии также создан департамент стандартов регулирования и наздора за финансовыми учреждениями, который будет отвечать за введение современных стандартов надзора и регулирования, принятых в мире.
В качестве основной задачи по регулированию мы видим переход на Международные стандарты финансовой отчетности. Для этого в департаменте создан отдел стандартов бухучета. На международные стандарты мы надеемся перевести страховой рынок и, возможно, некоторые другие сектора небанковских финучреждений уже в 2010 году. Переход позволит правильно, на рыночных принципах, оценивать активы, резервы финучреждений, следовательно, правильно оценивать их платежеспособность. Кроме того, это даст возможность перейти на более высокий уровень надзора.
В новой структуре любое финансовое учреждение, например, страховая компания, попадает одновременно под надзор нескольких подразделений комиссии: департамента по регистрации и лицензированию, пруденциального надзора, инспекционного департамента, что резко повысит эффективность надзора. И я надеюсь исключить какие-либо случаи злоупотребления. Международный опыт практики надзора свидетельствует о том, что за финансовыми учреждениями, как говорят западные эксперты, надо смотреть в четыре глаза. А у нас за финансовыми учреждениями мы стараемся смотреть не менее чем в шесть глаз.
Вопрос: Не получится, ли так, "что у семи нянек дитя без глаза", кто теперь будет нести ответственность за каждый сегмент рынка небанковских услуг?
Ответ: По закону, ответственность за работу комиссии все равно несет ее председатель. В целом я рассчитываю, что система будет эффективной. Мы упразднили должности "директоров рынков", которые как бы эти финансовые рынки пытались приватизировать. Соответственно, в этой структуре резко повышается роль главы комиссии и его заместителей, потому что теперь на них возложены обязанности координации работы подразделений в рамках отдельных рынков.
Так, Сергей Корень отвечает за страховой рынок и в пределах компетенции координирует работу соответствующих подразделений. Евгений Григоренко - за всю систему негосударственного пенсионного обеспечения, Юрий Прозоров – за координацию работы по надзору за небанковскими кредитными учреждениями, Валентина Левченко – за координацию надзора управляющими фондов финансирования строительства. Андрей Литвин координирует работу по подготовке стандартов и методологии. Кроме того, С.Корень отвечает за все направления надзорной деятельности комиссии.
Поэтому все получилось достаточно логично выстроено. Эти преобразования еще не закончены, потому что мы не завершили работу над проектами всех внутренних документов. Нужно утвердить положения о всех подразделениях, подготовить все должностные инструкции. В ближайшее время мы это закончим, и тогда можно будет сказать, что реорганизация завершена полностью.
Вопрос: Любая реорганизация имеет как сторонников, так и противников. С чем пришлось столкнуться Вам в этом процессе?
Ответ: Нам удалось в период кризиса провести такую масштабную реорганизацию в течение двух месяцев, не прерывая своей основной деятельности, не потратив ни одной дополнительной копейки из бюджета, не получив ни одной дополнительной штатной единицы только за счет рационального использования. И при этом еще наращивая объемы проверочной работы и подготовки важных нормативных актов.
Надо принять во внимание также то, что после моего назначения Генеральная прокуратура Украины провела проверку предыдущей работы Госфинуслуг. Вскрыты десятки нарушений законодательства должностными лицами комиссии, в основном, в лицензионной и надзорной деятельности. Слава Богу, обошлось без уголовных дел. Но Генпрокуратура сделала очень жесткий обобщающий вывод о том, что в нарушение 19 ст. Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг Украины" Госфинуслуг не обеспечила достижение цели государственного регулирования рынков финансовых услуг. Попросту говоря, комиссия уже не выполняла функции, возложенные на нее законом.
Реорганизация была необходима и для восстановления работоспособности комиссии. При этом нельзя было обойтись без кадровых изменений. На открытых конкурсах мы набирали новых специалистов.
Целые финансово-политические группировки утрачивают контроль над государственным надзором в быстроразвивающемся и очень перспективном секторе небанковских финансовых учреждений. Понятно, что они становятся нашими врагами. Естественно, что в органы власти один за другим последовали депутатские и другие обращения с требованиями нас остановить, назначить проверки по всем мыслимым вопросам.
Уже даже президент Украины В.Ющенко поставил перед Генпрокуратурой задачу разобраться с законностью моего восстановления в должности председателя Госфинуслуг.
Мы пройдем через это спокойно, потому что действуем законно и в интересах государства, если только Украине действительно нужен современный, эффективный и независимый регулятор финансовых рынков.
Вопрос: Какие новые задачи перед Вами могут быть поставлены?
Ответ: Думаю, новые задачи перед нами поставит новый президент страны и новое правительство. Скорее всего, это будет задача создать единый регулятор финансовых рынков (мегарегулятор), подобный тем, которые успешно работают в странах Евросоюза.
Проведенная реорганизация Госфинуслуг, помимо того, что сказано, - это также шаг и к созданию мегарегулятора.